Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки
33 А. А. Давидович, кандидат психологических наук, доцент Белорусский государственный университет (Минск, Беларусь) hannamajorova@gmail.com ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ: ПСИХИЧЕСКИЙ ИНФАНТИЛИЗМ Исследователями отмечается рост числа детей, демонстрирующих в поведе- нии черты психического инфантилизма 1 . А. В. Семенович объединяет этих детей в синдромную группу «Дети с функциональной несформированностью лобных отделов мозга». В качестве основного радикала нарушений психической деятель- ности А. В. Семенович выделяет «…недостаточность саморегуляции, программи- рования и контроля протеканием собственной деятельности» [1]. В рамках естественнонаучного подхода к проблеме отклоняющегося раз- вития в качестве причин возникновения психического инфантилизма традици- онно выделяют конституционально-генетические, эндокринно-гормональные факторы, гипоксию или инфекционно-токсические вредности в период бере- менности, асфиксию в родах, тяжелые инфекционные болезни в первые месяцы жизни ребенка [4, 5]. В. В. Ковалев описывает истинный, или простой вариант психического инфантилизма, который базируется на задержке развития лобных долей голов- ного мозга, обусловленной обозначенными выше объективными факторами [4]. В результате у ребенка задерживается формирование понимания норм поведе- ния и общения, выработка понятий "нельзя" и "надо", чувства дистанции в от- ношениях со взрослыми, задерживается созревание способности верно оцени- вать ситуации, когда следует соответственно их изменениям менять и поведе- ние, а также способности предвидеть развитие событий. Второй вариант психического инфантилизма – общая психофизическая не- зрелость по инфантильному типу (гармонический инфантилизм, по Г. Е. Суха- ревой) возникает по тем же причинам, что и первый вариант. Однако, незре- лость во втором варианте касается не только психического, но и физического развития. Третий вариант психического инфантилизма представляет собой совер- шенно особую, «социальную» патологию. Ребенок рождается психически и фи- зически здоровым, но эгоцентрический или тревожно-мнительный характер воспитания культивирует в нем черты инфантильности. За ребенка думают и делают родители, они же убирают препятствия с его жизненного пути, плани- руют как, во что и с кем он будет играть, что одевать, кушать, куда и с кем хо- дить гулять. Ребенок не имеет возможности самостоятельно программировать, контролировать и организовывать собственную деятельность. Ребенок с трудом 1 «Психический инфантилизм – психофизическая незрелость, выражающаяся в задержке становления личности ребенка, при которой поведение ребенка не соответствует возрастным требованиям к нему [5].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=