Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

216 рил на русском языке, когда станет взрослым? 4. Если да, что вы для этого де- лаете? 5. Легко ли ребёнок переключается с одного языка на другой? Вставляет ли слова одного языка при речи на втором языке? 6. Планируете ли Вы, чтобы ребёнок посещал «русскую школу» для приобщения к русской культуре? Есть ли такая школа в Вашем районе? Распространена ли такая практика среди Ва- ших русскоязычных знакомых? 7. Как реагирует родитель (который не говорит на русском языке), когда вы говорите с ребёнком на русском языке? По результатам опроса мы выяснили, что все эти семьи используют стра- тегию «один родитель – один язык», кроме того, ребенок общается на русском языке с русскоговорящими родителями матери. Для пополнения словарного за- паса русских слов мамы часто читают своим детям книги российских и совет- ских авторов, разучивают стихотворения, а также смотрят советские мульт- фильмы и сказки. 50 % опрошенных родительниц сообщили, что их ребенок посещает «русскую» школу дополнительного образования. Остальные 50 % сожалеют об отсутствии такой возможности, так как в их районе нет такой школы. В 70 % случаев отец, который не владеет русским языком, поощряет его изучение ребенком. Родители называют возможность владения русским языком «привилегией» и «кладом» для своего ребенка. Дети с легкостью усваи- вают язык среды, когда начинают ходить в детский сад и общаться со сверст- никами, которые говорят по-французски. Также опрошенные отметили важ- ность «хотя бы временного погружения ребенка в русскоязычную среду» (по- этому советуют отправлять детей в Россию к родственникам на каникулы). Таким образом, воспитание детей в двуязычной семье требует особого внимания к языковому развитию и социальной адаптации ребенка в иноязыч- ной среде. Литература 1. Чиршева, Г. Н. Основы онтобилингвологии: Русско-английский матери- ал: Автореф. дис. … д-ра филол. наук / Г. Н. Чиршева.– СПб.: СПбГУ, 2001. 2. Шагян, А. А. Этнически-смешанные супружеские пары в современной России: Социологический анализ [Электронный ресурс] / А. А. Шагян // Семья и демографические исследования: Научн. интернет-журн.– URL: https://riss.ru/ demography/demography-science-journal/22268/ 3. Белолюбская, А. П. О воспитании двуязычных детей [Электронный ре- сурс] / А. П. Белолюбская, Л. Д. Андреева // Студенческий научный форум: Ма- териалы VII Междунар. студенческой науч. конф.– URL: https://scienceforum.ru/ 2015/article/2015012963 4. Майоров, А. П. Социальные аспекты взаимодействия языков в билинг- вистическом пространстве / А. П. Майоров.– Уфа: Изд-во БГМУ, 1997.– С. 98.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=