Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

214 Родителям, как важнейшим агентам социализации дошкольника, необхо- димо соблюдать ряд условий для полноценного содействия развитию творче- ских способностей ребенка. Во-первых, необходимо создать обстановку, кото- рая будет способствовать актуализации зоны ближайшего развития. Также крайне важно позволять ребенку решать творческие задачи самостоятельно, без давления. Опыт взрослых в случае развития творческих способностей может оказаться не только бесполезен, а даже вреден, потому что он уникален и не- воспроизводим¸ поэтому детям необходимо получать собственный опыт. Недо- пустим строгий и четко распланированный порядок действий, наоборот, ребен- ку нужно предоставлять максимальную свободу в выборе деятельности, про- должительности и чередовании дел. И фоном для всех мероприятий по разви- тию творческих способностей должна служить максимально доброжелательная атмосфера, созданная родителями для своего ребенка, позволяющая ему иметь свободное время. К особенностям психологической атмосферы в семье для раз- вития творческих способностей детей 6–7 лет можно отнести: – предоставление ребенку большой свободы в выборе деятельности, про- должительности и чередовании дел; – умение родителей принять точку зрения и позицию ребенка; – уважение и проявление благодарности ребенку, если он, по мнению ро- дителей, делает (или уже сделал) что-то хорошее; – оценка конкретных действий, а не всей личности ребенка, в первую оче- редь, внимание ко всему положительному, что он делает или задумал сделать; – сравнение ребенка и его успехов не с другими (абстрактными или кон- кретными), а с ним самим, которым он был до начала работы; – внимание к каждому, даже самому незначительному, успеху ребенка; – создание психологической базы для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Всё вышесказанное позволяет сделать вывод, что целенаправленное разви- тие творческих способностей дошкольника может осуществляться только при сотрудничестве родителей с ребенком, в его среде и только при его желании действовать самому вместе с родителями. Литература 1. Дружинин, В. Н. Метаморфические модели интеллекта / В. Н. Дружинин // Творчество в искусстве – искусство творчества; Под ред. Л. Дорфмана [и др.].– М.: Наука; Смысл, 2013. 2. Лук, А. Н. Психология творчества / А. Н. Лук.– М.: Наука, 2013.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=