Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

211 О. Н. Теремкова, студент факультета психологии ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) olgalilu72@mail.ru А. В. Карандеева, старший преподаватель ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕМЬЕ Современное российское дошкольное образование предъявляет достаточно высокие требования к уровню развития дошкольников. Многие образовательные организации имеют в своем штате квалифицированных специалистов, способ- ных эффективно содействовать гармоничному развитию ребенка дошкольного возраста. Но доминирующая роль в создании особой среды для полноценного развития психических функций и процессов ребенка принадлежит его семье. Семейно-родительские отношения отличаются от взаимоотношений ре- бенка и педагога большей эмоциональной вовлеченностью, родители и близкие ребенку члены семьи способны создать положительную психологическую ат- мосферу и вызвать у ребенка желание и стремление развиваться, познавать мир. По мнению Н. Ф. Добрынина, познавательный интерес характеризует со- бой особое отношение человека к тому, что его окружает [2]. Такому человеку свойственно стремление к всестороннему и глубокому познанию существенных свойств окружающей его среды [3]. Б. Г. Ананьев отмечает, что познавательный интерес является сложным вза- имодействием интеллектуальных, волевых и эмоциональных процессов [1]. Без познавательного интереса невозможно развитие памяти, воображения и мышле- ния, а также таких качеств личности, как настойчивость и целеустремленность. Родители способны влиять на формирование познавательного интереса сво- его ребенка, прибегая к помощи эмоционального отношения к содержанию вза- имодействия. Например, осознание ребенком общественной важности выполня- емой деятельности формирует сознательность, способствует самоопределению ребенка, делает его субъектом собственной жизни. К тому же, родители, являясь авторитетными для дошкольника советчиками, помощниками и защитниками, способны создать для него атмосферу, в которой он будет чувствовать себя наиболее защищенным. Гамма семейных чувств и эмоций должна быть окраше- на в положительные тона, благоприятно воздействующие на развитие ребенка. Для более эффективного содействия развитию познавательного интереса дошкольника родителям и членам семьи следует соблюдать ряд условий. В первую очередь, необходимо максимально разнообразить жизнь ребенка. Для этого следует посещать театры, зоопарки, выставки, гулять по городу, хо- дить в гости, участвовать в конкурсах и соревнованиях. Это позволит сделать его жизнь интересной, расширит кругозор, научит добывать новую информа-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=