Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

209 А. Р. Тахмезова, студент факультета психологии ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) alya.takhmezova@mail.ru Т. В. Слюсарская, кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА С НАРУШЕННЫМ ЗРЕНИЕМ Нарушения зрения разнообразны по своей этиологии, патогенезу и степени выраженности дефекта. Зрительные нарушения отрицательно сказываются на всем психофизическом развитии ребенка, затрагивая все сферы его жизнедея- тельности, придавая каждой специфические особенности. Родители, столкнув- шиеся с проблемой нарушения зрения у своих детей, испытывают постоянный хронический стресс и психологический дискомфорт. Семья особенного ребенка зачастую не знает, как его воспитывать и обучать, выстраивать правильные от- ношения, им также не ясна картина дальнейшего психического развития. Роди- телям таких детей необходима помощь специалиста в создании таких условий, в которых ребенок будет воспитываться и обучаться с учетом его осложнений и индивидуальных особенностей, связанных со зрительной депривацией. Многие родители, имеющие ребенка с нарушением зрения, начинают про- являть гиперопеку, ограничивать самостоятельность и не подкреплять его ин- терес к окружающему миру [1]. Не все родители понимают, что ребенок с нарушенным зрением во многом развивается по тем же законам и принципам, что и нормально видящий. Такой ребенок, также как и все остальные дети, об- ладает потребностью в деятельности и движении, поэтому родители должны развивать и поддерживать эту активность. Родителям необходимо тесно взаимодействовать со специалистами, чтобы процесс коррекционно-развивающей работы проходил наиболее эффективно. В первую очередь, семьям с самого рождения ребенка с нарушенным зрением важно налаживать эмоциональный контакт с ним, обогащать его опыт тактиль- ных и кинестетических ощущений, стараться задействовать все сохранные ана- лизаторы и максимально развивать остаточное зрение. Необходимо также раз- вивать у ребенка начальные пространственные представления, обучать ребенка показывать и называть части своего тела, использовать задания, требующие по- нимания расположения предметов в пространстве. Родители должны научить ребенка хорошо ориентироваться в своей квартире. Развитие ориентировки в пространстве и свободного передвижения является основой для ознакомления детей с окружающим миром. В дальнейшем хорошие навыки ориентировки в пространстве помогут ребенку войти в социальную и успешно адаптироваться в ней. В процессе игр с ребенком важно акцентировать его внимание на каче- ствах игрушек (форма, цвет, величина…). С раннего детства высокое значение

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=