Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

207 Е. С. Суркова, студент факультета психологии ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) Liza.Surkova.98@yandex.ru Н. А. Пешкова, кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Социальная адаптация – активное приспособление человека к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, различных ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. Для успешной социальной адаптации к условиям школьного обучения, ребенку нужно будет включиться в новые жизненные условия, а именно, в отношения со сверстниками, научить- ся работать в коллективе и в определенном направлении [5]. Школьная адаптация – это приспособление ребенка к новой системе соци- альных условий и ролей, новым отношениям, требованиям, видам деятельно- сти. При этом главное, чтобы приспособление было осуществлено ребенком без внутренних напряжений, ухудшения самочувствия, настроя на обучение, сни- жения самооценки [2]. По мнению, Л. Кузнецовой, социальная адаптация ре- бенка – это процесс и результат совместной работы ребенка с окружающим его миром, приспособления к изменившейся среде вокруг него, к новым условиям жизнедеятельности, к новой структуре отношений в новых социально- психологических общностях, правильное поведение, принятое обществом. Задержка психического развития – синдром временного отставания разви- тия психики в целом или отдельных ее функций, замедление и ухудшение тем- па реализации потенциальных возможностей организма, часто выявляемое при поступлении в школу и выражаемое в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуаль- ной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой утомляе- мостью в интеллектуальной деятельности [4]. Младший школьный возраст (от 6–7 до 10–11 лет) – этап становления и развития ребенка, который соответствует периоду обучения в начальных классах, что ведет к важному изменению социально ситуации развития ребенка. Дети на данном этапе характеризуются повышенной восприимчивостью, впечатлительностью, внушаемостью, раздражительностью, внутренним планом действия, самоконтролем и рефлексией. У младших школьников ведущей счи- тается учебная деятельность, в процессе становления которой ребенок приоб- щается к достижениям человеческой культуры, усваивает новые знания и уме- ния, накопленные предшествующими поколениями.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=