Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

205 К. Е. Стебунова, студент факультета психологии ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) kristina5e@mail.ru О. А. Асмаловская, кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) ОСОБЕННОСТИ СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА Главными проявлениями аутизма, рассматривая его как отклонение в пси- хическом развитии ребенка, являются нарушения процесса общения с внешним миром и трудности в формировании эмоциональных контактов с другими людьми. Семья ребенка-аутиста испытывает постоянные трудности, связанные с тем, что знакомые и даже очень близкие люди не оказывают моральной поддержки. В связи с этим происходит аутизация самих родителей. Матери очень сильно ограничивают контакты, перестают выходить в общественные места, зацикли- ваются на собственных проблемах и в связи с этим замыкаются в себе. У матерей резко и сильно падает самооценка, из-за мысли о том, что они недостаточно хо- рошо справляются со своей материнской ролью. Что касается отцов, они пыта- ются избежать стресса, который связан с ежедневным воспитанием аутичного ребенка. Практически все свое время отцы проводят на работе. На отцах отража- ется стресс, который испытывают их жены, на плечи отцов полностью ложится задача материального обеспечения ухода за больным ребенком. Поэтому семья остро нуждается в психолого-педагогической поддержке. Цели психолого-педагогической поддержки: повышение уровня чувстви- тельности родителей к проблемам ребенка, проработка эмоциональных проблем родителей, создание адекватного понимания потенциальных возможностей ре- бенка, разработка разных форм группового взаимодействия родителей и других членов семьи ребенка, а также активное включение родителей в лечебный и пси- холого-педагогический процесс. Но надо учитывать то, что развитие ребенка на всех этапах развития должно быть комплексным. Структура психологической работы с семьей, имеющей ребенка с аутистичными расстройствами: 1. Социальный блок: социальная диагностика семьи. 2. Медицинский блок: медицинское сопровождение детей, которые в ней нуждаются; комплексное диагностическое обследование детей. 3. Психолого-педагогический блок: изучение климата отношений внутри семьи, оценка отношения и адекватности родителей к состоянию своего ребёнка. 4. Коррекционный блок: корректирующее воздействие на внутреннее пси- хологическое состояния семьи; обучение родителей взаимодействию и обще- нию с ребенком с синдромом аутизма; овладение родителями специальными коррекционно-педагогическими знаниями, умениями и навыками обучения ре-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=