Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

203 С. А. Сорокина, студент факультета психологии ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) Sofia.sorokina.a@yandex.ru Н. А. Пешкова, кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) FLOORTIME (ФЛОРТАЙМ) КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ РЕБЕНКА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В СЕМЬЕ В настоящие время число детей с диагнозом «аутизм» увеличивается. По статистике Всемирной организации здравоохранения 1 из 160 детей страдает расстройством аутистического спектра (РАС). Все детям с РАС необходима помощь в социализации, в приобретении и освоении социально-бытовых навы- ков для самостоятельной жизни. На основе анализа специальной литературы, нами была разработана кор- рекционно-развивающая программа, цель которой заключается в развитии со- циально-бытовых навыков у детей с аутизмом. Коррекционно-развивающая программа основывается на методах игровой терапии, разработанной Сидни И. Гринспен [1] (Floortime). Проведение занятий с использование приемов, упражнений из метода «Флортайм» (англ. «Floortime», букв. «время, проведенное в игре на полу») подойдет именно для семейной работы. В этой терапии родителям ребенка с РАС отводится главная роль. Методики Floortime базируются на том, что, работая с эмоциональными или аффективными проявлениями, мы можем благотворно влиять на развитие базовых способностей у детей даже с серьезные проблемами [1]. Реализуется методика в игре и с помощью игровых приемов. Развитие личности ребенка в данной терапии выходит на первое место. Концепцию Floortime позиционирует не как метод лечения, а как путь к пониманию уникальности каждого ребенка, выстраиванию и организации комплексной коррекционной программы. В терапии Floortime воздействие осуществляется посредством естествен- ных, содержательных взаимодействий. Этим данный подход отличается, например, от методов поведенческой терапии, которая нацелена на конкретное, изолированное поведение. Терапия Floortime предполагает работу над развити- ем ребёнка в естественных условиях, с использованием таких методов, как игра и ежедневные взаимодействия, социальные, эмоциональные и мыслительные навыки. С большой долей вероятности эти навыки закрепятся у ребенка, он бу- дет использоваться их постоянно в различных жизненных ситуациях [1]. Интересы ребенка – в приоритете. Floortime делает упор на игры, которы- ми интересуются сами дети. Взрослые включаются в эти игры. Таким образом, главное в игре – это следование за инициативой ребенка, и контакт через сов-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=