Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

202 большое положительное влияние на память [1]. Важно, чтобы ребенок понимал материал, а не заучивал его, поэтому не нужно заставлять ребенка заучивать большое количество стихов. Можно предложить задания на содержательный пересказ текста, а также повторять уже изученный материал на другой день. При изучении какого-либо материала необходимо делать небольшие пере- рывы, поскольку дети быстро утомляются. Для более быстрой ориентировки в материале и его припоминания, ребенку необходимо научиться искать основ- ные понятия, которые будут служить ему опорой для запоминания [2]. Так же в домашних условиях можно предлагать упражнения для развития памяти младших школьников. Такими упражнениями могут выступить: «Опи- ши картинку» (Потребуются любые незнакомые для ребенка картинки. Не ме- нее 5–6 предметов на одной картинке. В течение 30 секунд ребенок вниматель- но рассматривает картинку, по истечении времени он должен максимально по- дробно описать то, что увидел и запомнил на картинке. После рассказа обсуж- даются упущенные элементы изображения); «Инопланетяне» (Ребенку предла- гается внимательно прослушать описание внешности инопланетянина, мыслен- но представить себе его и как можно точнее нарисовать портрет на листе бума- ги. Затем рисунок проверяется и анализируется взрослым); «Свяжи пару» (Необходимо придумать пары слов, которые напрямую не связаны друг с дру- гом по смыслу: море – тетрадь, сумка – облако, машина – лес. Для запоминания не смежных понятий полезно научиться объединять их. Далее ребенок должен составить предложение, в котором пары слов будут соединены общей мыслью). Так же можно предлагать следующие задания: прочитать слова или пары слов для запоминания на слух; разучивание стихотворений (помогает развивать произвольную словесную память); пересказ рассказов, басен, просмотренных кино- и мультфильмов; найти отличия на картинках; найти все предметы на картинке. Литература 1. Безруких, М. Почему учиться трудно? / М. Безруких, С. Ефремова, Б. Круг- лов.– М.: Семья и школа, 1995. 2. Житникова, Л. М. Учите детей запоминать / Л. М. Житникова.– М.: Изд- во «Академия», 2000. 3. Зейнц, Р. Обучение и память / Р. Зейнц.– Минск: Школа, 1990. 4. Леонтьев, А. Н. Развитие высших форм запоминания / А. Н. Леонтьев.– М., 2005. 5. Немов, Р. С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учебных заве- дений / Р. С. Немов.– 4-е изд.– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.– Кн. 1. Общие основы психологии. 6. Смирнов, А. А. Проблема психологии памяти / А. А. Смирнов.– М.: Просвещение, 1966.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=