Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

201 Л. В. Симинякина, студент факультета психологии ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) mila.siminyakina@mail.ru Н. А. Пешкова, кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) РАЗВИТИЕ МНЕМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ Память как психологический процесс является одним из важнейших позна- вательных процессов у младшего школьника, определяющий степень психиче- ской зрелости, и без которого была бы не возможна деятельность ребёнка [5]. В своих трудах о развитии памяти младших школьников говорят Л. С. Вы- готский, А. Н. Леонтьев, Р. С. Немов, А. А. Смирнов и другие [4, 5, 6]. Систематическое, целенаправленное овладение знаниями и навыками, ко- торые предусматривает школьная программа, предполагает определенный уро- вень развития памяти младших школьников, в том числе и произвольной, логи- ческой, т.е. памяти, основанной на понимании, на специальной мыслительной обработке материала в целях его запоминания и воспроизведения. Младшие школьники с задержкой психического развития не владеют приемами запоми- нания и стремятся к механическому запоминанию, что вызывает у них большие затруднения. К концу младшего школьного периода, в связи с развитием речи и мышления, ребенок должен овладеть приемами осмысленного запоминания, но этого зачастую не происходит. Большое значение в развитии памяти младшего школьника имеют его ро- дители. Для того, чтобы помочь ребенку легче и эффективнее запоминать учеб- ный материал, нужно учитывать все факторы. Поэтому родителям нужно опре- делить преобладающий тип памяти у ребенка: зрительная, слуховая или двига- тельная. Важно помнить, что тип памяти младшего школьника может быть смешанный. Также необходимо учитывать, как ребенок легче запоминает школьный материал. Желательно развивать все типы памяти, а не концентри- роваться только на одном. При выполнении домашнего задания необходимо предлагать использовать картинки, схемы, рисунки. При заучивании текста его необходимо проговаривать вслух. Следовательно, у ребенка будут развиваться все типы памяти, а через некоторое время ему будет намного легче запоминать школьный материал [3]. Развитие памяти у школьников предполагает запоминание материала раз- ными способами. Помогая своему ребенку выполнять домашнее задание, роди- телям лучше один день читать ребенку вслух, а на другой попросить его почи- тать материал самостоятельно. Ребенок должна быть заинтересован той инфор- мацией, которую он изучает, так как высокая мотивация обучения оказывает

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=