Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

20 Обратной стороной ресентиментного переживания, которое не заканчива- ется действием, направленным на преодоление негативной эмоции, а только накапливает ее, является виктимность – осознание собственной слабости, при котором индивид воспринимает себя как жертву чужой несправедливости, же- стокости или безразличия [6]. Исследователи – психологи (О. Андроникова, Г. Клачкова и др.) отмечают, что внутренние причины виктимности – базисные психологические свойства личности, отражающиеся в поведении: моральные установки, мотивы, прояв- ляющиеся в отношении к себе и окружающим людям в результате приобретен- ного опыта в макро- и микросоциуме [1]; [3, с. 397]. Ресентимент в данном слу- чае является системообразующим признаком, порождая различные состояния предрасположенности личности к восприятию конкретных условий существо- вания индивида и как следствие – поведенческую готовность, направляющую жизненный сценарий субъекта в негативное русло. Жизненный сценарий явля- ется своеобразным результатом социализации и адаптации личности, отраже- нием приспособления к окружающей социальной среде на основе специфики восприятия себя и своих социальных связей [5]. Выбор стиля поведения индивида детерминируется образом мира – пред- ставлением субъекта об окружающей действительности. Именно оно с помо- щью убеждений доброжелательности/враждебности окружающего мира фор- мирует представление индивида о собственном «Я» – Я-концепцию. У виктимной личности преобладают базисные убеждения в опасности и враждебности окружающего мира и представления о собственном «Я» как слабом и некомпетентном, что проявляется в беспомощности и слабости. След- ствием этого является снижение адаптивных установок личности и проблема- тичность формирования устойчивой жизненной позиции. Потребность в психологической помощи возрастает с каждым годом, в связи с этим роль психолога в работе с личностью должна заключаться не только в выявлении негативных факторов развития, но и в осуществлении це- ленаправленного коррекционного воздействия, прежде всего в разрешении проблемы путем грамотно спланированной системной деятельности, включа- ющей в себя тщательный анализ специфики функционирования ресентимента, обусловливающего негативные проявления жизни личности, такие как виктим- ность, агрессия и девиантное поведение, и их коррекцию. Литература 1. Андроникова, О. О. Методика исследования склонности к виктимному поведению (МСВП) / О. О. Андроникова.– Новосибирск: НГИ, 2005. 2. Быковская, Е. Ф. Ресентимент в образовании: предварительные конста- тации / Е. Ф. Быковская // Сибирский пед. журн.– 2009.– № 1.– C. 142–150. 3. Клачкова, О. А. Психологические особенности виктимной личности / О. А. Клачкова // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена.– 2008(март).– № 25(58).– С. 396–399. 4. Ницше, Ф. К генеалогии морали / Ф. Ницше.– М.: Азбука; Азбука- Аттикус, 2011.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=