Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки
199 И. А. Сергеева, студент факультета психологии ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) irina.sergeeva.98@inbox.ru Т. В. Слюсарская, кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИХ СЕМЕЙ Зрительное восприятие – совокупность процессов построения видимого образа окружающей действительности. Наряду с задачей отражения предметов и их свойств оно выполняет также важную проприоцептивную функцию, участвуя в восприятии и регуляции движений наблюдателя [1]. Современные данные показывают, что зрение даёт начало целому ряду ка- чественно различных процессов, связанных с отражением цветовых, простран- ственных, динамических и фигуративных характеристик, находящихся в зри- тельном поле объектов. Человечеству с давних времен известно, что зрение является самым дей- ственным анализатором, которое обеспечивает взаимосвязь с окружающей сре- дой. Считается, что оно дает человеку до 90% всей информации о внешнем мире. Проблема развития зрительного восприятия в настоящее время является актуальной среди исследователей. Особую значимость она приобретает по от- ношению к детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, к де- тям со зрительными нарушениями. Проблемы со зрением у детей обуславлива- ют нарушения зрительного восприятия, формирование которого неотделимо от познания мира и овладением информации. Зрительное восприятие исследуется не только как реакция на стимул, но и как процесс извлечения данных о ситуа- циях и объектов окружающего мира. Оно имеет большое познавательное зна- чение для ребенка, ориентирует и регулирует его поведение. Для детей с нару- шениями зрения характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем мире [2]. Основными особенностями восприятия старших дошкольников с наруше- ниями зрения являются: замедленность восприятия, меньшая дифференциро- ванность, суженный объём воспринимаемого материала, слабое различение вы- ражения лиц людей, изображённых на картинке, значительные трудности при понимании сюжетных картин и пейзажей, слабое различение цветов и их от- тенков, инактивность и константность восприятия. Психолого-педагогическое сопровождение детей, имеющих нарушения в развитии понимается, как целостная структура помощи не только ребенку, но и их семьям, в решении задач, связанных с обучением, воспитанием, социали- зацией и развитием ребенка.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=