Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

198 В зависимости от того имеют ли родители нарушение слуха или нет, зависят внутрисемейные отношения в семье. В. Петшак, Т. Г. Богданова, Н. В. Мазурова, проведя исследования, были убеждены, что если ребёнок с нарушением слуха воспитывался глухими родителями, то его эмоциональные отношения складыва- лись значительно лучше в семье, чем у ребёнка с такими же нарушениями, но в семье со слышащими родителями. С наступлением подросткового возраста ре- бенка в глухих семьях, в отличие от слышащих семей, проявляются как равные положительные эмоциональные отношения между всеми членами семьи, так и проявляющиеся отрицательные отношения к отдельным членам семьи. В. Петшак в своих трудах писал, что если общение происходит на жесто- вой речи, которая понятна обеим сторонам, то достигаются более полный кон- такт и взаимопонимание между всеми членами семьи, что нельзя сказать про слышащих родителей. Им сложно наладить тесное общение со своими детьми с помощью незначительного набора слов и предложений, уже усвоенных деть- ми, и естественных жестов. У детей подросткового возраста с нарушением слу- ха, проживающих в слышащей семье, обнаруживается значительно меньше по- ложительных эмоциональных проявлений к своим родителям, чем у глухих или слышащих детей, имеющих глухих родителей. И у них замечено почти такое же число проявлений положительных эмоций по отношению к братьям и сестрам и резко отрицательное эмоциональное отношение к отцу, и это специфическая особенность таких семей [1]. Формирование отношений в семье, и развитие личности ребенка сильно за- висит от такого фактора, как пребывание ребенка с нарушением слуха в учре- ждении интернатского типа. Л. С. Выготский расценивал непрерывное нахожде- ние глухого ребенка в стенах специального учебного учреждения как отрыв его от нормальной среды. Он утверждал, что из-за отсутствия общения с близкими ребенку людьми не развиваются, но и систематически атрофируются силы и средства, которые могли бы в дальнейшем социализироваться ребенком в жизни. Таким образом, семья является социальным институтом воспитания и за- нимает одно из главных мест в процессе развития личности ребенка с наруше- нием слуха, его опыта в межличностных отношениях. Взаимоотношение под- ростка, имеющего нарушение слуха, и его родителей, родительская позиция по отношению к своему слабослышащему ребёнку оказывают неотъемлемое влия- ние на развитие с становление личности ребенка. Длительная деформация, ис- кажение отношения к ребенку с самого рождения со стороны одного или обоих родителей является фактором риска, который способен привести к нарушениям в развитии личности ребёнка. Литература 1. Петшак, В. Изучение эмоциональных проявлений у глухих и слышащих дошкольников / В. Петшак // Дефектология.– 1989.– № 4. 2. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Т. Г. Богданова.– М.: Академия, 2002.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=