Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

197 А. А. Прохорова, студент факультета психологии ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) alinaprohorova199918@mail.ru Н. А. Пешкова, кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ, ИМЕЮЩЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА Семья, являясь социальным институтом воспитания, занимает одно из главных мест в процессе развития ребенка, имеющего нарушение слуха. Ребен- ку необходимо обрести чувство доверия с окружающими его людьми. Когда ребёнок лишен эмоционального общения среди семейного окружения, это мо- жет привести к страху перед общением как в своей семье, так и вне ее. Ребенок с нарушением слуха обладает сохранным интеллектом и желанием общаться с другими людьми. Он может испытывать элементы социальной депривации среди слышащих людей, при этом быть хорошо адаптированным в социуме среди людей с нарушениями слуха. Взаимное непонимание глухими детьми окружающих в процессе социальных контактов является причиной значитель- ного своеобразия в эмоциональных отношениях между ними. Вследствие этого проявляются тяжелые переживания дискриминации и социальная изоляция. Подобная ситуация особым образом влияет на формирование личностных ка- честв детей, имеющих нарушения слуха. В семье ребенок познает первый опыт межличностных отношений. Сведе- ния зарубежных психологов раскрывают данные о противоречивости позиции родителей по отношению к своим детям: с одной стороны, они инвалидизируют ребенка, сопротивляются предоставлению ему самостоятельности в выборе его действий и общения, с другой – желают более быстрого его развития, преодо- ления последствий нарушения социализации среди сверстников и взрослых, болезненно воспринимают все неудачи ребенка как в обучении, так и в обще- нии с окружающими. У женщин в семье проявляются материнские чувства к детям: несмотря на возможные периоды депрессии, большая часть из них, ухаживая за ребенком с самого его рождения, принимают и любят его таким, какой он есть. Отцам свойственно ориентирование на будущее и в отличие от матерей, сильное ощущение своей ущербности перед социумом из-за дефекта ребенка, снижение мужской самооценки. Часто бывает так, что старшие брат или сестра несут груз обязанностей по уходу за ребенком с нарушением слуха, а младшие братья и сестры обделены родительским вниманием в семье. Немец- кие психологи, обследовав детей с нарушением слуха, выявили, что слышащие дети проявляли положительные чувства к глухому ребёнку в семье, при этом сохранив эмоциональную связь с родителями.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=