Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

196 ключения внимания помогут несложные игры и упражнения, в которых упраж- нениях ребенок должен начинать, выполнять и заканчивать свои действия по команде родителей, быстро переходя от одного вида движений к другому: пры- гать, останавливаться, шагать. О распределении внимания говорят тогда, когда ребёнку приходится дей- ствовать сразу с несколькими предметами и ситуациями. От дошкольника тре- буется способность распределять внимание и во время выполнения заданий на занятии, и в игровой деятельности. Например, в настольной игре «Лото» ребе- нок слушает водящего члена семьи и наблюдает за тем, есть ли на его карточке называемый водящим предмет. Развивать распределение внимания родители могут с помощью таких простых упражнений, как одновременный счет двух видов предметов, одновременная сортировка геометрических фигур по двум признакам – цвету и форме и т. п. Объём внимания в старшем дошкольном возрасте должен приблизиться к 5–7 объектам, что соответствует уровню взрослого человека. Для этого нужно играть с ребёнком такие игры как: «Найди отличия», «Что исчезло?». Концентрация внимания проявляется в различиях, которые проявляются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от иных. Для формирования этого качества полезно родителям читать сказки и расска- зы, при этом прерываясь, чтобы уточнить некоторые моменты из прочитанного. Дошкольника возможно обучить приёмам осознанного переключения вни- мания. Этот приём можно облегчить, если рассказать ему о том, что нужно бу- дет сделать, от чего следует отвлечься, когда нужно остановиться и начать но- вый вид деятельности. Так, занимаясь и сделав небольшую паузу для отдыха, ребёнок с трудом возвращается к работе. Также дошкольнику трудно осознать окончание того или иного этапа работы, этот момент также можно обозначить каким-нибудь наглядным показом. Переключаемость внимания – это переход с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Это свойство внимания особо востребовано в обучении, помогает быстро ориентироваться в любой обстановке, в том числе и на уроках в школе. Нельзя забывать, что распределение внимания зависит от физиологическо- го и психического состояния ребёнка. При утомлении, выполнении трудных за- даний оно обычно снижается. Именно поэтому семейно-родительская среда настолько важна, потому что в ней чуткие родители способны отметить изме- нение состояния ребенка, сделать паузу или переключиться на иное задание. Всё вышеотмеченное позволяет сделать вывод о том, что семейное воспи- тание имеет незаменимые преимущества для психического развития ребенка дошкольного возраста, в том числе его внимания. Литература 1. Немов, Р. С. Общая психология / Р. С. Немов.– М.: ВЛАДОС, 2003.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=