Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

195 И. В. Миронцева, студент факультета психологии ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) 33787596@mail.ru А. В. Карандеева, старший преподаватель ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) ВОЗМОЖНОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НЕКОТОРЫХ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Дошкольный возраст по праву считается одним из самых сензитивных пе- риодов для развития высших психических функций и психических процессов. По мере взросления ребенка развиваются его память, мышление, воображение, а также внимание. Внимание может быть природным, заложенным в человеке от рождения и начинающим функционировать практически сразу, а также со- циально обусловленным, которое начинает проявляться при приближении ре- бенка к дошкольному возрасту [1]. На протяжении дошкольного возраста внимание ребёнка становится не только устойчивее, шире по объёму, но и эффективнее. В особенности это про- является в формировании у ребёнка произвольного действия. Но для того, что- бы быть внимательным, нужно развивать все компоненты внимания – сосредо- точенность, объем, устойчивость, распределение, переключаемость. Семейно-родительская среда, в которой происходит социализация и разви- тие дошкольника, имеет одно важное свойство – эмоциональная вовлеченность всех участников взаимодействия. Это происходит потому, что родители явля- ются для дошкольника референтной группой, получение положительной обрат- ной связи от которой ведет к закреплению поведения, а также вызывает жела- ние продолжать совместную деятельность. Для успешного обучения в школе родителям уже на этапе дошкольного детства следует прививать ребенку элементы учебной деятельности, основан- ные на формировании всех свойств внимания. Устойчивость внимания у дошкольников можно формировать в самых раз- нообразных видах деятельности. Родители могут предлагать задания, требую- щие достаточно продолжительной концентрации: нарисовать город, построить сложный мост, послушать и пересказать сказку. В том случае, если интерес ре- бёнка к делу начинает ослабевать, и он хочет бросить его, нужно немного из- менить задание (перестрой гараж так, чтобы в него вместилась не только ма- ленькая, но и большая машина и т. п.) для того, чтобы ребенок был внимателен к своему делу достаточно продолжительное время. Переключение внимания требуется от ребенка даже в самых простых ситу- ациях: необходимо перейти от игры к занятию, от слушания сказки к одеванию на прогулку, от рисования к еде и т. п. Помочь дошкольнику в развитии пере-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=