Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

193 Т. А. Мартынова, студент факультета иностранных языков ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) dangerous-tanya@yandex.ru Е. В. Романова, кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) СВЯЗЬ МЕЖДУ ФОРМИРОВАНИЕМ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА И ТИПОМ СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ Семья важна для человека, ведь она является не только социальной груп- пой, в которой он приобщается к ценностям общества, познает различные соци- альные роли, приобретает полезные навыки и опыт, но и источником духовной и нравственной культуры. Именно в семье закладывается все то, что в даль- нейшем станет сутью человека. Важнейшая функция семьи – развитие и воспитание подрастающего поко- ления, его социализация. В семье ребенок живет в определенных условиях, наблюдает за привычками и поведением родителей, находит ответы на интере- сующие его вопросы. Семья готовит его к выходу во взрослую жизнь. Вопрос взаимоотношений родителей и детей до сих пор является актуаль- ным. Каждый тип семейных отношений включает в себя различные тактики воспитания. Одна тактика может доминировать в воспитании и использоваться как основная, другие проявляться ситуативно. Родители сами решают, как они должны воспитывать ребенка, какие методы и средства применить, какую так- тику взять за правильную и наиболее способствующую развитию ребенка. Характер взаимоотношений взрослых и детей имеет чрезвычайно важное значение для формирования личности ребенка, поскольку именно общение с родителями и ближним окружением способствует становлению его характера и других личностных качеств. Общаясь с родителями, ребенок учится выражать любовь, доброту, быть искренним, ответственным, отвечать за свои слова и по- ступки. А. В. Петровский выделил пять тактик семейного воспитания: 1. Диктат – тактика, для которой характерно подавление воли, чувств соб- ственного достоинства, инициативы ребенка. Диктатором чаще всего выступа- ют родители, чья цель – сделать ребенка послушным. Они максимально требо- вательны и порой агрессивны, в семье царит насилие, грубость, давление и принуждение. В данном случае родители могут ожидать два исхода: первый – активное сопротивление, ребенок отвечает той же грубостью, жестокостью, ненавистью и агрессией; второй – воля ребенка сломлена, он находится под то- тальным контролем. Однако встречаются случаи, когда диктатор – сам ребенок, чьи прихоти безоговорочно исполняются родителями. 2. Опека – тактика, для которой характерно чрезмерная забота, ласка и ограждение ребенка от трудностей. Родители тщательно опекают свое дитя, огораживая его от каких-либо обязанностей. Итогом таких взаимоотношений

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=