Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

192 вания социального интеллекта невозможен или сильно затруднен. Под влияни- ем членов семьи у подростка накапливаются знания и представления о себе, складывается тот или иной тип самооценки. От того, как сложатся взаимоот- ношения ребенка с родителями, какое место займет он в этих взаимоотношени- ях, зависит его отношение к себе [3]. Обеспечивая подростку практику общения с людьми разного возраста, ро- дитель опосредованно содействует развитию социального интеллекта. Целесо- образным является поощрение взаимодействия подростка именно с его сверст- никами, так как в процессе такого межличностного взаимодействия он приоб- ретает коммуникативные навыки. Гипоопека и отчужденное отношение взрослого к подростку значительно снижает его социальную активность. При наличии интеллектуальной недоста- точности ребенка набор стратегий коммуникативного поведения ограничивает- ся моделью избегания. В том случае, если родитель расположен к ребенку, проявляет интерес к его успеху, сопереживает ему, ребенок сохраняет хорошее эмоциональное са- мочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия даже в случае неуспеха. Позитивными характеристиками родительского отношения в контек- сте социальной адаптации являются принятие особенностей ребенка, разумная требовательность к нему, последовательность в воспитании, а также предостав- ление самостоятельности, особенно важной для подростков [3]. Создавая положительный эмоциональный фон в своей семье, родители способствует общему положительному эмоциональному состоянию ребенка, что напрямую сказывается на успешности развития социального интеллекта. Вышеперечисленные аспекты влияния семьи на подростка с умственной отсталостью во многом определяют уровень развития социального интеллекта детей. Развитый социальный интеллект, в свою очередь, определяет уровень коммуникативных способностей ребенка, определенно способствует успешной адаптации личности в обществе, а также позволяет адекватно оценивать соб- ственный недостатки и достоинства, что ведет к формированию условно пра- вильной самооценки. Литература 1. Андронникова, О. О. К вопросу о роли социального интеллекта в социа- лизации личности / О. О. Андронникова, П. С. Герасимова // Вестн. КемГУ, 2016.– № 4 (68). 2. Кудинова, И. Б. Социальный интеллект как предмет исследования / И. Б. Кудинова, И. С. Вотчин // Сибир. пед. журн.– 2005.– № 4. 3. Маллаев, Д. М. Роль семьи в социализации личности детей с ограничен- ными возможностями развития / Д. М. Маллаев, П. О. Омарова, А. Н. Магомедо- ва.– М.: СМУР «Academa», 2008. 4. Эльконин, Б. Д. Детская психология: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; Ред.-сост. Б. Д. Эльконин.– 4-е изд., стер.– М.: Изд. центр «Академия», 2007.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=