Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

191 Д. А. Максимова, студент факультета психологии ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) darmaximova@mail.ru Н. А. Степанова, кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) СЕМЬЯ КАК РЕСУРС В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ПОДРОСТКОВ В настоящее время социальный интеллект определяется как глобальная способность, которая возникает на основе комплекса коммуникативных, лич- ностных, интеллектуальных и поведенческих составляющих [2]. Впервые этот термин был введен Э. Торндайком в 1920 году и был обозна- чен как дальновидность в межличностных отношениях. В 1937 году Г. Олпорт дал описание социального интеллекта как особого «социального дара». Модели социального интеллекта были предложены Дж. Гилфордом и Г. Айзенком. Социальный интеллект изучен также известными отечественными учеными. Теоретические предпосылки исследования данного явления были заложены Л. С. Выготским в культурно-исторической теории психического развития чело- века. К ряду специалистов, поднимающих тему социального интеллекта, можно отнести: Березину О. Н., Егорову О. Н., Салихову А. В. В их трудах данная про- блема освещена именно в рамках категории умственно отсталых подростков. В младшем подростковом возрасте ведущим видом деятельности является интимно-личностное общение [4]. Именно межличностное общение играет большую роль для подростка, так как оно определяет наиболее важные измене- ния в психических процессах и психологических особенностях его личности, а также содержит мотивы и предпосылки для развития последующей ведущей деятельности. Успешность в построении такого общения и во взаимодействии с окружа- ющими напрямую зависит от уровня социального интеллекта. Данная способ- ность для детей с отклонениями в развитии выступает своеобразным компенса- торным механизмом, обеспечивающим их социальную адаптацию и интегра- цию в социум [1]. Этот показатель также определяет независимость, социаль- ную приемлемость, качество жизни, умение обслужить себя, способность по- просить при необходимости о помощи, умение ориентироваться за пределами дома и т. д. Таким образом, не вызывает сомнения важность развития социального ин- теллекта у умственно отсталых подростков. Большую роль в данном процессе играет семья как первичная ячейка социализации. Вопрос об определении значимости роли родителей в развитии социально- го интеллекта младших подростков особенно актуален. Опыт общения со взрослым является тем объективным условием, вне которого процесс формиро-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=