Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

19 повысить свой статус в жизни. Наличие проявлений ресентимента таких пара- метров, как чувство слабости, неполноценности, зависти, – приводит к форми- рованию образа врага с помощью механизма сублимации, чтобы избавиться от бессознательного чувства вины за собственные неудачи. Понятие ресентиментимента впервые было введено немецким философом Ф. Ницше в его работе «К генеалогии морали» [4]. Философ связывает характе- ристики ресентимента с моралью рабов в христианстве, тем самым ресентимент становится творческим порождением ценностей, основанных на сублимации чувства неполноценности в особую систему морали. Другой немецкий философ М. Шелер осуществил детальную разработку понятия «ресентимент». Речь идет об интенсивном переживании и последую- щем воспроизведении определенной эмоциональной ответной реакции на пове- дение другого человека, благодаря которой сама эмоция погружается в «центр личности» [7, с 14]. При этом постоянное возвращение к этой эмоции, ее пере- живание, предполагает, что эта эмоция носит негативный характер, заключая в себе посыл враждебности. Таким образом, все возможные негативные эмоции являются последствиями ресентимента, который М. Шелер определяет как «са- моотравление души» [7, с. 16]. В специальной литературе подчеркивается долговременность и устойчи- вость негативных последствий ресентимента: ненависти, злобы, враждебности, страха, обиды и, в первую очередь, бессилия. Все это выражается в агрессив- ных формах поведения нападках, оскорблениях). Ресентимент сопровождается чувством враждебности или неполноценности, зависти. Индивид создает образ врага для того, чтобы избавиться от чувства вины за собственную ущербность. Образуется психологическая цепочка: ущербность - ресентимент - ненависть – агрессия – уступка силе. Данная уступка силе может временно привести к ослаблению напряженности ресентиментных переживаний личности, что впо- следствии способно вызвать усиление негативных переживаний. Это в любой момент может проявиться как агрессия. В разных социокультурных пластах (экономика, политика, образование) форма проявления ресентимента, его сила, направленность и последствия мо- гут быть различными. Одной из сфер деятельности, «стимулирующих» ресен- тиментную реакцию, связанную с подавленной враждебностью и агрессией, является образование. Е. Ф. Быковская полагает, что классический тип школы, получивший распространение в России еще во времена Петра Великого, в ос- нове которого лежит персонализм, создает питательную среду для ресенти- мента [2, с. 143]. Современная система образования характеризуется культи- вированием успешности личности в определенной сфере деятельности. В свя- зи с этим отдельные индивиды переживают невозможность или неспособность достичь определенных поставленных перед собой или навязанных извне целей (в случае недостижения которых они нуждаются в длительной психологиче- ской защите). Формой такой психологической защиты становится ресенти- ментное формирование образа врага посредством проекции или замещения, когда личность оказывается не в состоянии удовлетворить свое стремление к превосходству над другими.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=