Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

181 А. И. Коробецкая, студент факультета естественных наук ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) korobetskaya2000@gmail.com Н. Е. Ежель, студент факультета естественных наук ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) natalya_ezhel@mail.ru Е. В. Романова, кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) МЕДИАЦИЯ В СЕМЬЯХ, ПЕРЕЖИВАЮЩИХ РАЗВОД Существует множество исследований, показывающих, что то, как родите- ли общаются и управляют своим бракоразводным процессом, имеет послед- ствия для всех членов семьи, особенно для благополучия и эмоциональной без- опасности их детей. Цель данной статьи – ответить на вопросы: почему эффек- тивная коммуникация важна в семейной медиации и каковы некоторые страте- гические шаги для обеспечения оптимального качества процесса? Независимо от семейного положения, родительское общение лежит в ос- нове функционирования семьи. Согласно теории семейных моделей коммуни- кации, семейная среда выступает в качестве основы для социализации детей и оказывает долгосрочное поведенческое воздействие. То, как родители взаи- модействуют, формирует реальность детей и их отношение к окружающему миру. Важно отметить, что эта модель взаимодействия стимулирует собствен- ное развитие детьми внутренних схем общения, которые они будут использо- вать в семейном контексте и вне его. Чем выше способность родителей разде- лять обязанности и поддерживать друг друга, тем лучше для детей и их психо- социальной адаптации. Это утверждение справедливо как для нетронутых, так и для разведенных семей. Конструктивная коммуникация, характеризующаяся вовлечением в методы сотрудничества и разрешения конфликтов, когда дети подвергаются воздей- ствию функциональных моделей общения, они с большей вероятностью чув- ствуют себя эмоционально защищенными, а также приобретают адаптивные навыки решения проблем. И наоборот, враждебное и антагонистическое взаи- модействие родителей дестабилизирует эмоциональную безопасность детей и имеет пагубные последствия для их будущего. Неудивительно, что модели родительского общения влияют не только на психическое, но и на физическое здоровье детей. Когда родители оказывали коммуникативную поддержку, дети были лучше подготовлены к управлению и восстановлению после стрессовых взаимодействий, независимо от семейного положения и возраста ребенка. В этом контексте считалось, что эмоциональная безопасность детей была за-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=