Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

180 формирование личности ребенка, определяя его будущие нравственные нормы, ценностные ориентации и стандарты поведения. При безразличном отношении родителей у ребенка из-за нервного напря- жения возникают личностные проблемы. При сверх опеке родители чрезмерно заботливы, поэтому у ребенка не развивается самостоятельность, а развивается чувство иждивенчества. А нереалистичный вид отношений проявляется в враждебности к ребенку. При вышеперечисленных видах отношений родите- лей к дефекту, у него задерживается развитие и формируется необъективная самооценка, а в будущем не до конца сформированы ценности и установки. Также проблемой, характерной для семей, где родители не имеют нарушения слуха, является ограниченное восприятие ребенком окружающего мира. Подводя итог, можно сделать вывод – формирование ценностных ориента- ций у ребенка с нарушением слуха напрямую зависит от отношений родителей к дефекту ребенка. При конструктивных родительско-детских взаимоотноше- ниях, предполагающих знание, принятие и понимание родителями диагноза и особенностей ребенка с нарушением слуха у родителей не возникает чувства вины и неприязни к ребенку. В такой ситуации он становится полноценным членом семьи, полностью принимая участие в жизни семьи с успешной инте- грацией в общество. При наличии вышеперечисленных условий, у ребенка с нарушением слуха формируются гармонично развитые, адекватные ценност- ные ориентации. Чаще всего полное принятие родителями дефекта ребенка происходит вследствие нарушения слуха у одного или обоих родителей. Литература 1. Богданова, Т. Т. Проблемы социализации глухого подростка / Т. Т. Бог- данова, Н. О. Ярошевич.– М.: Альфа, 2000. 2. Боскис, Р. М. Глухие и слабослышащие дети / Р. М. Боскис.– М.: Про- свещение, 2008. 3. Журавлева, Н. А. Динамика ценностных ориентаций личности в россий- ском обществе / Н. А. Журавлева.– М.: Ин-т психологии РАН, 2006. 4. Кожанова, Т. М. Роль семьи в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья / Т. М. Кожанова // Современные проблемы науки и образования.– 2013.– № 4.– С. 43–50. 5. Сивцева, А. А. Выявление критериев сформированности ценностных ориентаций студентов младших курсов / А. А. Сивцева // Современные пробле- мы науки и образования.– 2007.– Т. 26.– № 3.– С. 22–23.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=