Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

18 А. С. Четверикова, кандидат педагогических наук, заместитель директора МБУ ДО «Центр психолого-педагогического и социального сопровождения» (Тула, Россия) psyholog_centr@tularegion.org РЕСЕНТИМЕНТ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ Привычный взгляд на проблематику, привычные методы психологической работы (хорошо освоенные, доказавшие свою эффективность и потому не под- вергаемые сомнению) не всегда оказываются результативными. Чтобы быть полезными, специалисты должны быть более гибкими, креативными, открыты- ми новому опыту, изучать современные течения и смотреть на несколько шагов вперед. Тенденции последнего времени диктуют необходимость пересматри- вать привычные подходы в психологической практике. Современные дети развиваются несколько иначе, чем предыдущие поко- ления, живут в другой среде. А значит, и проблемы у них возникают специфи- ческие, обусловленные особенностями социального окружения. Они нуждают- ся в особых, нестандартных подходах к пониманию их потребностей, в саморе- ализации. Это требует от специалистов переосмысления привычных стратегий работы, расширения репертуара интервенций, повышения компетентности по- средством регулярного обучения и активного участия в жизни профессиональ- ного сообщества. Решение задач, связанных с проблемами психосоматического здоровья у де- тей дошкольного и младшего школьного возраста, а также ситуаций, требующих экстренной помощи детям и подросткам, находящимся в состоянии «острого кризиса», относящихся к категории социального риска, невозможно без самооб- разования специалистов, повышения своего профессионального мастерства. Анализ результатов деятельности психолого-педагогической службы со- провождения детей и подростков свидетельствует о недостаточной эффектив- ности работы, направленной на преодоление негативных и асоциальных явле- ний и их негативных последствий в среде несовершеннолетних. Например: даже после коррекции около 9 % обследованных проявляют протестное пове- дение, повышенную конфликтность, положительное отношение к вредным привычкам, склонность к вербальному насилию; более 7 % несовершеннолет- них склонны к суициду. Комплексное решение указанных проблем требует понимания причин рас- пространенности этих явлений и их устойчивости к корректирующему воздей- ствию, что, в свою очередь, предполагает, выявление «механизма» их функциони- рования в конкретных жизненных ситуациях. Анализируя деструктивное поведе- ние человека, современная психология обращается к феномену ресентимента. Ресентимент – французское слово, обозначающее «негодование, злопамят- ность, озлобление, чувство враждебности» к тому, что субъект считает причи- ной своих неудач, бессильная зависть, тягостное сознание тщетности попыток

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=