Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

179 Д. Г. Корнеева, студент факультета психологии ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) korneeva.dasa@gmail.com Н. А. Пешкова, кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В СЕМЬЕ В настоящее время проблема ценностных ориентаций является одной из самых острых в связи с тем, что современное общество переживает изменения, связанные с переменами в социально-экономической жизни страны, затрагива- ющие систему ценностей социума – формирование новых стандартов и стерео- типов в этой области. От того, какие ценности будут сформированы в ранней юности, будут зависеть ценностные ориентации будущего социума России. Человек не рождается с готовыми ценностными представлениями, а выра- батывает их в процессе социального опыта. В детском и юношеском возрасте у человека активно формируется индивидуальная система ценностей, имеющая определенную структуру. Ценностные ориентации не сразу становятся систе- мой с развитой структурой – при неблагоприятных условиях такая система мо- жет даже не развиваться. Процесс формирования ценностных ориентаций у детей с нарушением слуха протекает индивидуально, в зависимости от условий: от принадлежности личности к среде, степени нарушения слуха, семейных условий и внутрисемей- ных отношений. К семейным условиям можно отнести: материальный уровень, образование родителей, род занятий, социальное положение семьи. В структуре ценностных ориентаций выделяют следующие критерии: ин- теллектуальный критерий, мировоззренческий критерий, мотивационно- поведенческий критерий [5]. Для успешного развития ценностных ориентаций необходимо целенаправ- ленное воздействие по всем трём критериям. Таким образом, на становление ценностей большое влияние оказывает социальный опыт личности, а также процесс и содержание деятельности, её ориентационная направленность. Семья является одним из главных институтов социализации личности. Для ребёнка с нарушенным слухом семья на протяжении долгого времени является единственной возможностью получения социального опыта. В таком случае семья является моделью и формой базового жизненного опыта личности. Родители детей с нарушением слуха делятся на две группы: родители, имеющие нормальный слух и родители, имеющие нарушение слуха. В зависи- мости от того, к какой группе относятся родители, выделяются 4 вида их отно- шений к ребенку с нарушением слуха: полное принятие, нереалистичное отно- шение, безразличие и сверх опека. От вида родительских отношений зависит

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=