Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

173 Ю. Е. Киселева, студент факультета психологии ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) julia_kiseleva2@mail.ru А. В. Карандеева, старший преподаватель ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) ВОЗМОЖНОСТИ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Современное дошкольное образование предъявляет все возрастающие тре- бования к детям. Отмечается, что количество детей среднего дошкольного воз- раста, имеющих недостаточный уровень развития психических процессов, в том числе и мышления, растет. Эти дети составляют своеобразную группу риска, по- тому что недостаточный уровень развития мышления дошкольника может стать причиной неуспеваемости в младшем школьном возрасте. Поэтому особую акту- альность приобретает развития мышления детей дошкольного возраста. От того, какими мыслительными действиями владеет ребенок, зависит, ка- кие знания он может усвоить и как он их может использовать. В зависимости от того, каковы эти внешние действия и как происходит их интериоризация, фор- мирующиеся мыслительные действия ребенка принимают либо форму действия с образами, либо форму действия со знаками [1]. Безусловно, квалифицированную работу по развитию мышления дошколь- ников способен проводить педагог ДОО. Но нельзя не отметить, что к членам референтной группы в дошкольном возрасте относятся родители и члены се- мьи. Так, как значительную часть времени ребенок проводит в кругу семьи, це- лесообразно задействовать именно эту сферу для развития мышления. Родители способны создать положительную психологическую атмосферу для занятий, имеют возможность обратить внимание на изменения в поведении ребенка, ес- ли он, например, устал или потерял интерес, и скорректировать деятельность соответственно складывающейся ситуации. В отношении влияния родителей на развитие мышления детей среднего дошкольного возраста следует отметить разнообразие упражнений, выполнение которых позволит сделать процесс взаимодействия детей и родителей с целью развития мышления более эффективным. В первую очередь родителем необходимо проводить с дошкольником упражнения, направленные на развитие умения классифицировать слова по определенному признаку и обобщать. Примеры слов: туфли, ель, трамвай, суп, ночь, снег, сапоги, радость, земляника, салат, дождь, гнев, утро, самолет и т. д. Для данного упражнения можно использовать любые существительные с ис- пользованием инструкции: «разбей слова на группы», или «Подбери слова, ко- торые можно отнести к группе дикие животные (домашние животные, рыбы, цветы, погодные явления, времена года и т. д.).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=