Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

171 М. А. Кашина, студент факультета русской филологии и документоведения ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) mary17owlkeen@gmail.com Н. А. Пронина, кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) СЕМЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ, РИСКИ, ПЕРСПЕКТИВЫ В настоящее время тема семейного образования становится актуальной и востребованной. Во многом это связано с рядом возможностей, которые мо- жет дать эта форма образования. Семья – это ячейка общества, которая закладывает фундаментальные ос- новы личности человека. Однако, тема семейного образования довольна неоднозначна. Данная фор- ма обучения имеет свои слабые стороны. В статье будут рассмотрены пробле- мы, риски и тенденции семейного образования. Тема семейного образования более детально была рассмотрена в работах А. А. Толмачевой [2], А. Н. Якуниной [3] и др. Под семейным образованием мы будем понимать «форму получения обра- зования вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность» [1]. Один из наиболее распространенных мифов о семейном образовании за- ключается в том, что родители берут на себя функцию учителей-предметников. Это не так. Семейное образование подразумевает под собой активное участие семьи в образовательном процессе. Существует множество форм и видов семейного образования: традицион- ная форма обучения, альтернативная школа, образование в семье. Итак, можно убедиться, что формы семейного образования действительно разнообразны. Обучение ребенка не ограничено «четырьмя стенами» и родите- лями в роли учителей-предметников. Семья всегда может выбрать для себя наиболее подходящую им форму семейного обучения. Тема семейного образования всегда вызывает много споров и дискуссий. У данной формы образования существует как много сторонников, так и крити- ков. Они выделяют следующие слабые стороны семейного образования: 1. Трудность усвоения установленной образовательной программы. По моему мнению, этот тезис можно оспорить. Во-первых, как уже было отмечено выше, родителям не обязательно самостоятельно обучать своих детей. Существуют разнообразные формы семейного образования. Начиная с привлечения репетиторов, преподавателей и заканчивая созданием «семейной школы», в которых родители могут обучать детей друг друга. Во-вторых, А. Я. Якунина в своем диссертационном исследовании утвер- ждает, что «многие родители (70 %) уже осуществляют обучение детей ряду

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=