Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

164 умения в другие ситуации, принимать помощь. Однако мыслительные опера- ции таких детей недостаточно сформированы для данного возраста. Для того, чтобы развить мыслительные операции младшего школьника с задержкой психического развития, родителям следует выполнять следующие рекомендации:  развивать способность ребёнка составлять группы из отдельных предметов.  предлагать ребенку задания на классификацию и обобщение предметов по различным признакам.  развивать понимание смысла литературного произведения и воспроиз- водить его.  использовать упражнения на сравнение предметов, находить сходства и различие между ними.  развивать навыки соотношения схематического изображения с реальны- ми предметами.  побуждать детей делать выводы и заключения.  научить устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, событиями.  использовать образное сравнение, поговорки, метафоры для развития мыслительной операции абстракции.  развивать способности решения задач в уме. В заключение следует отметить: очень важно своевременно обратить вни- мание на отклонения в психическом развитии ребенка – чем раньше оно будет выявлено, тем быстрее начнется работа с ребенком, и вероятность компенсации недостатков развития возрастает. Литература 1. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском воз- расте: Учеб. пособие / В. В. Лебединский.– М.: Академия, 2003. 2. Психология / Под ред. И. В. Дубровиной.– М.: Академия, 2004.– С. 176.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=