Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

163 А. В. Житникова, студент факультета психологии ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) alinakod@yandex.ru Н. А. Пешкова, кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В СЕМЬЕ Мышление, по Леонтьеву, представляет собой процесс отражения объек- тивной реальности, составляющий высшую ступень человеческого познания [2]. Мыслительная деятельность младшего школьника является необходимым условием для активизации познавательных процессов и дальнейшей социализа- ции. Мышление играет главную роль в любой сфере деятельности человека. Мыслительная деятельность осуществляется в виде переходящих друг в друга мыслительных операций. К ним относятся анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация [2]. Применение конкретных мыслительных операций в определенной ситуации зависит от характера ин- формации, которая подлежит мыслительной обработке и от того, какие задачи ставит перед собой человек. Младший школьный возраст является благоприятным периодом для разви- тия мышления. Именно в этом возрасте мыслительная деятельность ребёнка претерпевает ряд существенных изменений, что связано с переходом на новую ступень развития – школьную. С помощью мыслительных операций человек познает окружающую дей- ствительность, поэтому их развитие является немаловажным фактором станов- ления всесторонне развитой личности. Недостаточная сформированность про- цессов познания часто является одной из главных причин трудностей, которые возникают у детей с задержкой психического развития при обучении в школе. Существенное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии мысли- тельной деятельности детей с данным нарушением, что выражается в несфор- мированности таких операций, как анализ, синтез, в неумении выделять суще- ственные признаки предметов и делать обобщение, а также в низком уровне развития абстрактного мышления. Младшим школьникам с задержкой психического развития свойственны депрессивность, неусидчивость, импульсивность, что связано с их нервно- психическим состоянием. Кроме того, у них отмечается недостаточная познава- тельная активность. Они имеют выраженные трудности переключения с одного вида деятельности на другой. Мышление у детей с задержкой психического развития более сохранно, чем у умственно отсталых школьников, следователь- но у них более сохранна способность обобщать, абстрагировать, переносить

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=