Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

159 С. А. Ермоленко, студент факультета психологии ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) sonia.iermolienko.98@gmail.com Т. В. Слюсарская, кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) ОСОБЕННОСТИ СОПРОВОЖДЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ На современном этапе речевые нарушения у детей являются достаточно распространенной проблемой [2]. Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне [1]. При преодолении речевых нарушений, в том числе общего недоразвития речи, помимо коррекционно-развивающих мероприятий, огромную роль в обу- чении и воспитании ребенка с ОНР играет семья. Так как в гармоничном разви- тии ребенка семья занимает важное место, то современный комплексный под- ход к коррекции речевых дефектов предполагает: во-первых, заинтересован- ность родителей в преодолении речевого дефекта у ребенка, а, во-вторых, их активную позицию в развитии личности ребенка. При этом семья, воспитывающая ребенка с отклонениями, сталкивается с рядом жизненных проблем, а их преодоление требует комплексной психоло- го-педагогической помощи. Эта помощь включает в себя: советы, рекоменда- ции, процедуру ее психологического изучения. Целью такой помощи является получение родителями ребенка квалифициро- ванной психолого-педагогической помощи, направленной на психолого- педагогическое содействие семьям, имеющих детей с общим недоразвитием речи. Содержание психолого-педагогического сопровождения включает в себя основные направления: комплексную диагностику, коррекционную и развива- ющую работу, консультирование и просвещение родителей. В системе психолого-педагогического сопровождения семей, воспитыва- ющих детей дошкольного возраста с ОНР целесообразно использовать иннова- ционные формы взаимодействия педагогов и родителей. К таким формам рабо- ты можно отнести: 1) информационные формы: установление партнерских от- ношений с семьями детей с ОНР, объединение усилий для развития и воспита- ния детей; создание атмосферы общности интересов, эмоциональной поддерж- ки родителей; демонстрация родителям больного ребенка приемов работы с ним; чтение родителей специальной литературы, рекомендованной педагогом; 2) педагогическое воздействие: деловые, ролевые и имитационные игры; разбор конкретных ситуаций; групповые дискуссии; логопедические занятия; комму-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=