Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

158 Однако не всегда родители готовы признавать нарушение у детей, что приводит к запаздыванию в оказании комплексной помощи специалистов. Та- ким образом, данная категория семей нуждается в оказании психолого- педагогической помощи и поддержки специалистами в процессе воспитания и обучения детей с ЗПР, так как именно в совместной деятельности родителей и специалистов возможен более интенсивный процесс развития ребёнка [1]. Занимаясь и играя с ребенком, родители могут достаточно эффективно развивать его память. Так, проводя с ребёнком время, можно просить ребёнка напомнить родителям о чём-то очень важном. Перед сном можно играть, вспо- миная события прошедшего дня, разговаривать о книгах, которые прочитали, о фильмах, которые посмотрели, о местах, в которых побывали и т. д. Важно использовать врожденные способности ребенка. Например, если нужно выучить стихотворение, то школьнику с развитой зрительной памятью помогут нарисованные по мотивам стихотворения картинки. Если ребёнок лучше воспринимает на слух, то ему нужно читать стихотворение не про себя, а вслух и с выражением. Ребёнку с хорошо развитой двигательной памятью можно предложить инсценировку стихотворения, подкрепляя каждую строчку действием. Можно выполнять с ребенком специальные упражнения: «Лесенка слов», «Учимся запоминать рассказ», «Что в корзинке?», «Эстафета слов», «Что какого цвета?», «Инопланетяне», «Группировка слов», «Ассоциации», «Рисуем схему», «Ключевые слова» и многие другие. Занимаясь, нужно знать меру. Занятия требуют регулярности. В день будет достаточно 30-45 минут. Периодически нужно проводить закрепление нового материала во время прогулок или игр в виде простых вопросов в формате диа- логов. Проводить занятия нужно в игровой форме. Через игру дети всё воспри- нимают легче и с удовольствием. Есть много игр, которые помогут развить па- мять детей: «Повторяй за мной», «Запрещённое движение», «Заметь и запом- ни», «Угадай, что исчезло», «Фотоаппараты», «Сделай, как я!» и т. д. Нужно учитывать, что у ребенка слабая память, внимание, отстают мысли- тельные процессы. Из-за этого трудно понимать, запоминать даже простую ин- формацию, ему требуется постоянное системное повторение. Поэтому необходи- мо регулярно интересоваться, что нового он узнал в школе, повторять дома прой- денный на уроках материал, закреплять навыки совместным выполнением до- машнего задания, уделять внимание не скорости, а качеству выполнения задания. Литература 1. Сабуров, В. В. Педагогическая консультация как форма поддержки се- мей, воспитывающих детей с проблемами в развитии / В. В. Сабуров // Специ- альное образование.– Екатеринбург.– 2009.– № 2.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=