Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

157 Ю. И. Елисеева, студент факультета психологии ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) eliseevyulya@yandex.ru Н. А. Пешкова, кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В последнее время возрастает количество семей, воспитывающих детей с за- держкой психического развития. Дети с диагнозом «задержка психического разви- тия» – особые. Такие дети требуют повышенного внимания, умения с ними об- щаться, правильно выстраивать работу по развитию и обучению. Успешность кор- рекционной работы, адаптация ребенка к социуму, учебным заведениям, последу- ющее выравнивание психического развития, зависит от совместной работы не только учителей и специалистов, но и близких людей, в первую очередь, родителей. Как показывают многочисленные клинические и психолого-педагоги- ческие исследования, существенное место в структуре дефекта умственной дея- тельности при данной аномалии развития принадлежит нарушениям памяти. Мы провели исследование, направленное на изучение особенностей произволь- ной памяти младших школьников с задержкой психического развития. Нами были выявлены следующие характеристики нарушений произвольной памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития:  отсутствие владения навыками запоминания учебного материала при совместном использовании различных способов запоминания на фоне зани- женной познавательной активности;  неустойчивая способность к удерживанию материала в памяти;  низкий уровень развития кратковременной и долговременной слуховой памяти, объясняющийся слабо развитой способностью усваивать и сохранять полученную на слух информацию, а также неумение сосредоточиться на запо- минании и воспроизведении материала;  средний уровень развития опосредованного запоминания, у детей не все- гда получается установить смысловую связь между картинкой и запоминаемым словом, и правильно их интерпретировать, что затрудняет их дальнейшее вос- произведение;  недостаточный объём произвольной памяти и неточность воспроизведе- ния сохраняемых представлений. Многое из того, что нормально развивающиеся дети запоминают легко, как бы само собой, вызывает значительные усилия у их отстающих сверстников и требует специально организованной работы с ними.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=