Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

156 кодированных слов по «испорченному телефону»; составление ассоциативных цепочек; поиск сравнений; поиск эмоционально-адекватных образов; определе- ние смысла ситуаций по заданному образцу и т. д. [1]. 5. Следует организовывать предметную среду, которая вместе со знако- мыми предметами с закрепленными функциями содержала бы в себе предметы неспецифические, полуфункциональные. Например, бросовый материал (коро- бочки, катушки, обрывки ткани, бумаги) и природный (шишки, веточки, желу- ди). Г. А. Урунтаева отмечает, что действия с такими предметами, их вариатив- ное использование, наделение ребенком их разными значениями в разных ситу- ациях способствует активному освоению замещением [3]. 6. Следует учить ребенка способам и средствам преобразования, развивать его комбинаторные способности. Чтобы он активно осваивал способы создания образов, необходимо разрывать реальные связи, включать рассматриваемые объекты в несвойственные им ситуации, учить наделять их несвойственными функциями и соединять разнородные объекты в новый образ. 7. Следует учить ребенка формулировать различные по степени сложности замыслы и реализовывать их. В первую очередь это относится к продуктивным видам деятельности. Чтобы добиться целенаправленного характера процесса создания новых образов, нужно сразу формулировать замыслы в развернутой речи и указывать, что будет сделано, как этого достичь. В этом случае творче- ская деятельность ребенка получает идейный стержень [3]. 8. Родители выступают значимыми факторами формирования воображения в дошкольном возрасте, которое проходит путь изменения от прирожденной активности ребенка в активность преобразующую, поэтому необходимо обес- печивать ребенка новыми впечатлениями, организовывать общение, которое способствует открытию способов их получения. Итак, большие возможности семейной среды для развития творческого во- ображения старших дошкольников предоставляет игра, позволяющая ребенку фантазировать, знакомиться с различными образами и придумывать собствен- ные, общение с родителями. Помимо прочего, подобные мероприятия позволя- ют развивать творческую активность ребенка, его зрительную память, гибкость и быстроту мышления, оригинальность и индивидуальность. Всё вышеперечисленное позволяет нам сделать вывод о том, что семейное воспитание имеет незаменимые преимущества для развития ребенка дошколь- ного возраста, в том числе его творческого воображения. Литература 1. Заика, Е. В. Комплекс игр для развития воображения / Е. В. Заика // Вопр. психологии.– 1993.– № 2.– С. 17–19. 2. Кравцова, Е. Е. Развитие воображения / Е. Е. Кравцова // Дошкольное воспитание.– 1989.– № 12.– С. 11–14. 3. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология / Г. А. Урунтаева.– М.: Акаде- мия, 2014.– С. 86.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=