Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

154 но и способствовать его эффективности. Для этого родителям необходимо учи- тывать ряд условий, соблюдение которых способствует более качественному развитию мелкой моторики. Начинать работу по развитию мелкой моторики родителям следует с об- суждения предстоящих действий. Это помогает создать позитивный настрой ребенка, подготавливает его к правильному выполнению упражнений, отработ- ке необходимых движений, комбинаций пальцев, жестов. Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглажива- ниями до приятного ощущения тепла. Все упражнения выполняются в медлен- ном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя ру- ками вместе. Выполняя упражнения вместе с детьми, родителям и остальным членам семьи обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой. При выполнении упражнений вовлекать, по возможности, все пальцы руки. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным пе- реключением с одного движения на другое, добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном. При повторных проведениях иг- ры дети и родители нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети про- износят его целиком, соотнося слова с движением. Как правило, игры для детей 3–4 лет очень просты. Они в своей массе направлены на взаимодействие родителя с рукой ребенка, на поглаживание, сгибание и разгибание пальцев, ощупывание предметов различной фактуры и формы, и пр. Особое внимание следует уделять работе с нетрадиционными материалами и предметами (пуговицы, прищепки, помпоны и т. д.). Дети про- являют интерес к ним, потому что они яркие и привлекают внимание. Также можно заинтересовать детей работой с раскрасками. Развивать мел- кую моторику можно также в таких видах деятельности, как рисование, кон- струирование, аппликация. Родители и члены семьи не должны давить на ре- бенка и демонстрировать ему его неспособность. Нужно показывать ребенку и простые, и сложные игры, тем самым давая понять, что родителям интересно играть вместе с ним. В простые игры ребенок 3–4 лет начинает играть, как только освоит движения и ритмику текста, а сложные игры сначала просто за- поминает. Потом он пытается самостоятельно сложить пальцы так, как нужно, долго тренируется, и, в конце концов, осваивает правильные движения. Всё вышеперечисленное позволяет нам сделать вывод о том, что семейное воспитание имеет незаменимые преимущества для развития ребенка дошколь- ного возраста, в том числе его мелкой моторики. Литература 1. Мухина, B. Возрастная психология. Феноменология развития / В. Мухи- на.– 10-е изд., перераб. и доп.– М., 2006.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=