Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

153 О. Б. Демидова, студент факультета психологии ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) olenka_demidova_1986@mail.ru А. В. Карандеева, старший преподаватель ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) ВОЗМОЖНОСТИ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ 3–4 ЛЕТ Современное дошкольное образование предъявляет серьезные требования к развитию ребенка. Своевременное развитие психических функций в до- школьном возрасте является основой становления его личности. Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством че- ловеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через иг- ровые и реальные отношения со сверстниками [1]. Все психические процессы к достижению младшего школьного возраста должны быть развиты для даль- нейшей адаптации к школе. Одним из показателей готовности к школьному обучению является развитие мелкой моторики руки. Многие психические процессы взаимосвязаны и взаимозависимы. Напри- мер, развитость мелкой моторики зачастую говорит о том, что у ребенка доста- точно развита память, речь, внимание, а также он способен к логическому мышлению. Развитие мелкой моторики может стать причиной быстрого после- дующего развития речи и мышления дошкольника. Кора головного мозга должна характеризоваться определенной функцио- нальной зрелостью для готовности к овладению письменным навыком. Недо- статочное внимание к развитию мелкой моторики может оказаться причиной неготовности ребенка к письму, недостаточного развития зрительного внима- ния, следствием чего может выступить общая неготовность ребенка к школе, к возникновению и оформлению негативного отношения к ней в первые месяцы обучения и к общему тревожному состоянию ребенка в школе. Поэтому роди- телям следует начинать работу по развитию мелкой моторики руки, необходи- мых для овладения письмом механизмов, задолго до начала школьного обуче- ния. Простейшие приемы для развития мелкой моторики заключаются в трени- ровке пальцев в течение нескольких минут. Этого достаточно для повышения работоспособности коры головного мозга. В этой связи необходимо отметить важность детско-родительских отноше- ний, возможностей семейного воспитания для развития мелкой моторики детей 3–4 лет. Родители и остальные члены семьи, являясь членами референтной группы, способны не только организовать положительно эмоционально окра- шенную психологическую атмосферу и среду для развития мелкой моторики,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=