Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

151 А. А. Гончарова, студент факультета психологии ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) a.anik11@mail.ru Н. А. Пешкова, кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В СЕМЬЕ В современной системе образования все больше внимания уделяется про- блеме социально-педагогического сопровождения детей, имеющих ограничен- ные возможности здоровья. Среди них одной из самых многочисленных явля- ется группа детей младшего школьного возраста с нарушением слуха, которые в силу недоразвития слухового анализатора не могут эффективно адаптиро- ваться в социальной среде. Семья как первичный институт социализации личности закладывает осно- ву для развития ребенка, формирует модель его поведения, прививает нрав- ственные ценности и навыки социального поведения. Опыт общения, который приобретает ребенок в семье, во многом предопределяет характер его взаимо- отношений с окружающими, формирует осознание себя как участника новой системы взаимоотношений, способность оценивать себя. Способность к самооценке – это интегративное качество, которым облада- ет личность и которое позволяет ему оценивать свое поведение, свои поступки и самого себя с критической позиции [1]. Процесс самооценивания происходит в третичной системе координат: самоощущения, критичность, требователь- ность. От того насколько гармонично ощущает себя личность в конкретной си- стеме взаимоотношений, насколько критично она к себе относится и какие тре- бования к себе предъявляет – зависит и качество самооценки. С этой точки зре- ния способность к самооценке выступает в качестве регулятора поведения лич- ности, который существенно влияет на эффективность деятельности и на ста- новление личности на всех этапах развития ребенка, тем более с проблемами в развитии [2]. Дети младшего школьного возраста с нарушением слуха, находясь в кол- лективе нормально развивающихся сверстников, в силу дефекта испытывают дискомфорт, чувство неполноценности, что отрицательно влияет на формиро- вание их самооценки. Важность семейного воспитания при этом неоценима. Родители должны создавать условия для развития самооценки детей младшего школьного возраста с нарушением слуха, обеспечивая их эффективную инте- грацию в общество [3]. Достижение этой цели видится возможным при реали- зации следующих задач: 1) хвалить и поощрять ребенка для формирования его адекватного само- восприятия себя как личности;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=