Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

150 Мы проанализировали полученные нами результаты диагностического ис- следования развития наглядно-действенного мышления детей среднего до- школьного возраста с нарушением зрения и можем подчеркнуть, что в боль- шинстве случаев дети не сразу понимают предложенную инструкцию, при вы- боре способа деятельности действуют хаотично, не используя метод проб и ошибок, не совсем верно и не всегда используют предложенную помощь. Вместе с тем эмоциональные реакции, в общем и целом, достаточно бедные. Несмотря на это, в процессе работы практически все дети были сосредоточены на задании, не отвлекались. По состоянию моторики не было замечено серьез- ных отклонений от нормы. У детей с нарушением зрения принявших участие в нашем исследовании подмечено: чуть хуже сформированы понятия величины и цвета, по сравнению с нормой, наблюдается недостаточная логичность и гиб- кость мышления, трудно переключались с одной методики на другую. Также, из-за монокулярного характера зрения, были затруднения предметно- практических действий, связанных с наложением и совмещением конструктив- ных деталей, имеющих объем. По данным, полученным в ходе исследования, нам удалось установить, что большинство детей среднего дошкольного возрас- та с нарушением зрения имеет достаточно низкий уровень наглядно- действенного мышления. На основе выявленных особенностей и уровней развития наглядно- действенного мышления детей данной категории были составлены некоторые рекомендации для родителей по выбору коррекционно-развивающих мероприя- тий с учетом результатов эмпирического исследования. Следует использовать следующие приемы работы с детьми: 1) обучение анализу зрительного образа (обращение внимания ребенка на отдельные части предметов, на их сходства и различия); 2) обучение определению свойств предметов; 3) обучение узнаванию объекта по описанию возможных действий с ним (загадки); 4) обучение поиску альтернативных способов действия. Таким образом, при использовании вышеупомянутых приемов работы, раз- витие и коррекция наглядно-действенного мышления дошкольников среднего возраста с нарушением зрения в условиях семьи принесет наибольший эффект. Литература 1. Земцова, М. И. Пути компенсации слепоты / М. И. Земцова.– М., 1965. 2. Кулагин, Ю. А. Восприятие средств наглядности учащимися школы сле- пых / Ю. А. Кулагин.– М.: Педагогика, 1969. 3. Плаксина, Л. И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нару- шением зрения: Учеб. пособие / Л. И. Плаксина.– М.: РАОИКП, 1999. 4. Солнцева, Л. И. Тифлопсихология детства / Л. И. Солнцева.– М.: Поли- граф сервис, 2000.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=