Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

15 А. С. Четверикова, кандидат педагогических наук, заместитель директора МБУ ДО «Центр психолого-педагогического и социального сопровождения» (Тула, Россия) psyholog_centr@tularegion.org АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕСУРСЫ ППСС-ЦЕНТРА В ПРОЦЕССЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПСИХОЛОГА В последние 25 лет интенсивно развивается отечественная практическая психология, подготовившая не одно поколение специалистов. Специфика со- держания подготовки данной специальности обуславливает основной характер их деятельности – «помогающий». Специалисты этой профессии несут серьезную морально-этическую ответ- ственность и имеют обязательства не только перед клиентом и членами его семьи, но и перед своим профессиональным сообществом, а также перед обще- ством в целом [4]. Работая с личностью, психолог вторгается в границы ее внутреннего мира. Последствия этого вторжения могут быть не всегда адекват- ными. Исполнение профессионального долга в помогающей профессии тесно связано с личностью психолога, с его моральным сознанием и профессиональ- ной подготовкой, что составляет его «личностно-нравственную зрелость» и компетентность, которые нуждаются в постоянном развитии (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев и др.) [2]. Одним из приоритетных направлений развития практической психологии образования остается организация непрерывного образования специалистов психологического сопровождения детей, подростков, их родителей и педагогов. На значимость данной проблемы указывают исследователи, стоящие у истоков становления и развития службы психологического сопровождения (А. Г. Асмо- лов, М. Р. Битянова, И. В. Дубровина, В. В. Рубцов и др.) [3]. В настоящее время задачу повышения профессионализма практического психолога выполняет система повышения квалификации, в соответствии с ре- гламентом которой специалист проходит переподготовку один раз в пять лет. Однако объективная необходимость постоянного совершенствования практиче- ской психологической работы, обусловленная субъективной потребностью в новых знаниях, в приобретении новых умений и навыков, требует осуществле- ния систематической межкурсовой подготовки специалистов на рабочем месте. Теоретико-методологические основания повышения квалификации психолога в межкурсовой период рассмотрены К. А. Абульхановой-Славской, А. В. Брушлин- ским, А. В. Петровским и др. в качестве теории развития личности как субъекта деятельности [1]; Б. Г. Ананьевым, А. А. Бодалевым, А. А. Деркачом и др. – с позиции акмеологической концепция развития личности и повышения про- фессионального мастерства [2]. В нормативно-правовых документах о центрахпсихолого-педагогической, медицинской и социальной помощи [7, 8] определено, что одной из ключевых целей руководства центра является формирование потребности профессио-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=