Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

149 П. А. Бреева, студент факультета психологии ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) polinabreeva@gmail.com Т. В. Слюсарская, кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ Зрение играет немаловажную роль в онтогенетическом развитии человека, в частности, его интеллектуальных способностей. Отсутствие или недостаточ- ность зрительных впечатлений тормозит формирование и развитие наглядно- действенного мышления [1]. Ребенок с врожденными или приобретенными нарушениями зрения сталкивается с большим количеством проблем, связанных с предметным познанием окружающего мира. Поэтому особенно важно, чтобы родители смогли как можно раньше понять эти проблемы и помочь в их наибо- лее эффективном устранении [2]. Изучению особенностей формирования и развития мышления детей с нару- шением зрения были посвящены труды многих отечественных ученых. В ис- следованиях отечественных дефектологов М. И. Земцовой [1], Ю. А. Кулагина [2], Л. И. Плаксиной [3], Л. И. Солнцевой [4] и др. нарушение зрения, которое возникло у детей в раннем детстве или имелось с рождения, является причиной целого ряда особенностей в психическом развитии ребенка. Нами был определен круг проблем связанных с недостаточной разрабо- танностью проблемы коррекции наглядно-действенного мышления у детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения, поскольку многие иссле- дователи в своих работах чаще рассматривают вопросы развития наглядно- образного мышления или процессы развития мышления в более старшие пери- оды онтогенеза. Целью нашего исследования стало выявление особенностей развития наглядно-действенного мышления дошкольников среднего возраста с наруше- нием зрения, подбор диагностической карты исследования, а также разработка коррекционно-развивающей программы по развитию наглядно-действенного мышления у детей данной категории. Подобранный нами диагностический инструментарий включал в себя следу- ющие методики: «Пирамидка» (С. Д. Забрамная), «Почтовый ящик» (Л. А. Венгер, Г. Л. Выгодская, Э. И. Леонгард), «Пройди через лабиринт» (Л. А. Венгер), «Обведи контур» (из сборника Р. С. Немова), «Конструирование по образцу» (Т. В. Лаврентьева).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=