Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

145 Г. Е. Боксгорн, студент факультета психологии ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) aleks.71gal@yandex.ru Т. В. Слюсарская, кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) РАЗВИТИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ ПРИ ПОМОЩИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР В настоящее время возрастает количество детей с нарушением зрения, поэто- му требуется материал о всестороннем развитии таких детей, и прикладные техно- логии компенсации. Семья является одним из главных факторов, влияющих на по- ложительный настрой развития детей с нарушением зрения, поэтому работа по профилактике и коррекции этих отклонений должна проводиться целостно, ком- плексно как с самим ребенком, так и его семьей. В отечественной тифлопсихоло- гии существует мнение о том, что именно мышление один из важных психиче- ских процессов компенсации зрительного дефекта и процесса формирования познаний окружающего мира [1]. Исходя от того, какое место в мыслительном процессе занимает слово, образ и действие, как они взаимодействуют между со- бой, отмечают три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словестно-логическое. Развитие данных видов мышления первостепенно опре- деляет благополучный переход к более сложным, понятийным формам мышле- ния [5]. Многие авторы (А. В. Запорожец, А. А. Люблинская, Ж. Пиаже и др.) рассматривают возникновение наглядно-образного мышления как узлового мо- мента в умственном развитии ребенка, однако условия формирования образно- го мышления у дошкольников, механизмы его осуществления изучены не пол- ностью [3]. Наглядно-образное мышление у детей с нарушением зрения разви- вается немного медленнее, чем у нормально видящих детей. У детей дошколь- ного возраста со зрительной патологией знания о предметах более схематичны, нежели у нормально видящих детей. Дети с нарушением зрения выделяют слу- чайные признаки, верные лишь в определенной ситуации [2]. В данный момент дети живут в мире, который отличается от того, в кото- ром выросли их родители. Эти отличия представляются в таких областях дея- тельности как игра и обучение. Компьютерная игра активно вошла в обиход воспитательно-образовательной деятельности. Современные исследования С. П. Первина, М. А. Холодной, С. А. Шапкина и других констатируют о воз- можности овладения компьютером детьми в возрасте 4–6 лет. Именно данный возраст является интенсивным моментом развития наглядно-образного мышле- ния ребёнка [6]. С. П. Первин утверждал, что применение игровых развиваю- щих (направленных на развитие мотивации, умственных способностей, опера- циональных компонентов деятельности и другое) и обучающих компьютерных

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=