Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

141 М. Н. Алимова, студент факультета психологии ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) Alimovstas@rambler.ru Н. А. Пешкова, кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ В РАЗВИТИИ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА Л. С. Выготский писал, что память принадлежит к числу основных пред- посылок всего психического развития . Большой психологический словарь определяет понятие «память» как форму отражения действительности, заклю- чающуюся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении чело- веком своего опыта [1]. Основным условием приобретения знаний и навыков является развитая память, которая помогает человеку накапливать свой инди- видуальный опыт и усваивать общественный (Б. С. Волкова, О. В. Груздева, Е. Е. Данилова, И. В. Дубровина, А. К. Маркова, Е. Л. Яковлева, А. А. Реан). Младшие школьники (особенно в первом классе) лучше запоминают явле- ния, события, предметы, близкие к жизненному, индивидуальному опыту ре- бёнка, с которыми он сталкивается и вступает в активное взаимодействие прак- тически каждый день. Такая память носит непроизвольный характер. Посте- пенно, по мере взросления, память школьника становится произвольной. Проблемы развития памяти у детей с нарушениями слуха рассматриваются психологами еще с начала XX века, но и в наши дни эта проблема остается ак- туальной. Роль памяти, особенно процессы запоминания и сохранения, при де- фекте слуха различной степени тяжести, особенно велика. Это объясняется тем, что глухие дети должны запоминать многое из того, что не обязательно учить их слышащим сверстникам. Развитие памяти – это не простая механическая тренировка способности к запоминанию. Необходимо вырабатывать у детей приёмы запоминания и припоминания – этому способствуют мнемотехники. Слово «мнемотехника» происходит от греческого «mnemonikon» и перево- дится как «искусство запоминания». Считается, что это слово придумал Пифа- гор Самосский(6 век до н. э.). Современный энциклопедический словарь даёт следующие определения мнемотехники: • мнемотехника – искусство запоминания, система различных приёмов, об- легчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путем образования дополнительных ассоциаций;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=