Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

14 нинградского Нейрохирургического института им А. Л. Поленова иногда до 11 часов вечера. Там же он слушал сказки о красных кровяных телах – сильных, защищающих нас от микробов, о приборах, которые помогают увидеть их борьбу. Использовал приборы для игр. Если что-то ломал, мама ремонтировала приборы сама. Об их совместной научной деятельности С. В. Медведев гово- рит: «Наш тандем – мать и сын – оказался плодотворным. Мы были друзьями, которые привыкли разговаривать, обсуждать, советоваться… Каждый из нас был абсолютно уверен … в глубокой любви друг к другу...» [3]. В семье исследователей радиоактивности дважды Нобелевского лауреата Марии Складовской-Кюри и Нобелевского лауреата Пьера Кюри их первая дочь Ирен нескольких месяцев от рождения вместе с ними «стояла на пороге открытия радия». Будучи ребенком, быстро развивающимся, но застенчивым, интровертированным, злилась, ревновала мать к работе, экспериментам. Но это не помешало ей пойти по стопам матери и стать Нобелевским лауреатом, воз- главить институт, организованный матерью. Мария Складовская-Кюри, несмотря на свою занятость, как и ее отец, активно вовлекала дочерей в свою жизнь, среду, становясь для них примером. Она выстраи- вала с ними доверительные отношения, предоставляя возможность раскрыться их потенциалу. Ирен, когда выросла и сама стала мамой двоих детей, следила за их об- разованием, организовывала вместе с мужем активный совместный отдых с детьми: походы в горы, на лыжах, сплавы. Ее дети тоже стали учеными. В итоге можно отметить, что изучение биографий известных ученых поз- воляет выделить примеры детско-родительских отношений, способствующих раскрытию творческого потенциала ребенка, поддержке его дарований. Резуль- таты исследования могут быть использованы в процессе оказания консульта- тивной помощи родителям. Литература 1. Белова, Е. С. Семейная микросреда в восприятии одаренных детей до- школьного возраста / Е. С. Белова // Теоретическая и экспериментальная психо- логия.– 2018.– Т. 11.– № 4.– С. 62–74. 2.Матюшкин, А. М. Концепция творческой одаренности / А. М. Матюш- кин // Вопр. психологии.– 1989.– № 6.– С. 29–33. 3.Медведев, С. В. Академик Н. П. Бехтерева. Нестандартность во всем [Электронный ресурс] / С. В. Медведев.– URL: https://ihb.spb.ru/?page_id=284 (дата обращения: 10.07.2019). 4. Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: Ак- туальные вопросы сопровождения и поддержки: Матер. IV Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Тула, 21–22 нояб. 2018 г.) [Электронный ресурс].– Электрон. дан.– Тула: Тул. гос. пед. ун-т им. Л. Н. Толстого, 2018. 5. Шнейдер, Л. Б. Семейная психология. Эмпирические исследования / Л. Б. Шнейдер.– М.: Изд-во «ЮРАЙТ», 2018.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=