Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

138 – попробовать совладать с собственными эмоциями, лишь после этого про- анализировать ситуацию, убедиться, что ребёнок действительно стал жертвой школьного буллинга; – поддержать ребенка – «Ты в этом не виноват»; «Ты не один попал в такую ситуацию, «Мне жаль, что с тобой это случилось», «Мы вместе постараемся найти выход из сложившейся ситуации». Поддержка ребенку необходима неза- висимо от особенностей произошедшего. Даже если родители считают, что в су- чившемся есть и доля вины ребенка, на начальных этапах ему не стоит об этом говорить. Ребенок подавлен, расстроен, нуждается в принятии и поддержке; – понять истинную причину происшедшего с ребёнком; – иметь в виду, что не все дети могут и хотят рассказывать родителям о своих проблемах, и чем старше ребенок, тем меньше вероятность, что он по- жалуется родителям на происходящее; – сообщить о ситуации учителю, педагогу - психологу; – если ребёнок был сильно напуган и потрясён случившимся, не отправ- лять его на следующий день в школу; – в случае развития посттравматического стрессового синдрома обратиться к специалистам; – при сильно пережитом стрессе ребенка, если считаете, что ситуация вы- шла из-под контроля и вряд ли можно найти конструктивный выход, не отвер- гать возможность перевести ребёнка в другой класс или даже в другую школу. Родителям ребенка инициатора травли рекомендуется: – попытаться разобраться в ситуации, при этом не загонять себя мыслью, что вы вырастили «монстра», «вы плохой родителей»; – не впадайте в обратную крайность – не рассматривайте травлю как есте- ственную составляющую взросления; – ребенку-инициатору необходимо разъяснить, какой вред он причиняет своим поведением другим детям; – если вы поймали себя на мысли, что не знаете как построить разговор с ребёнком – обратитесь за помощью к специалисту, получите квалифициро- ванную консультацию; – как бы не разворачивались события, насилие не при каких обстоятельствах не может быть оправдано, но крики и угрозы в этой ситуации не только не беспо- лезны, а могут нанести еще и больший вред, только усугубить ситуацию. Литература 1. Бердышев, И. С. Лекарство против ненависти / И. С. Бердышев // Пер- вое сентября.– 2005.– №18.– С. 3. 2. Бочавер, А. А. Опросник риска буллинга / А. А. Бочавер, В. Б. Кузнецо- ва, Е. М. Бианки [и др.] // Вопр. психологии.– 2015.– № 5.– С. 146–157. 3. Глазман, О. Л. Психологические особенности участников буллинга / О. Л. Глазман // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена.– 2009.– № 105.– С. 159–165.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=