Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

137 К. С. Шалагинова, кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) shalaginvaksenija99@yandex.ru М. К. Чилачава, студент факультета психологии ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) mashenka266@gmail.com К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ КОНСТРУКТИВНОЙ ПОЗИЦИИ РОДИТЕЛЕЙ В СИТУАЦИИ БУЛЛИНГА Проблема буллинга, достаточно остро заявившая о себе в последнее время, требует комплексного подхода и интеграции усилий специалистов различных сфер и направлений. В своих работах мы уже неоднократно отмечали, что све- сти проблему школьного насилия к нулю – невыполнимая задача, между тем, возможна минимизация риска проявления насилия или удержания его на соци- ально-приемлемом уровне [5]. В настоящее время накоплен огромный арсенал методических рекоменда- ций относительно решения обозначенной проблемы. Учеными разработаны многочисленные опросники, схемы наблюдений, антибуллинговые программы, ведется подготовка специалистов, умеющих работать в проблемном поле бул- линга [1, 2]. Между тем, анализ ситуации позволяет констатировать, что работе с роди- телями детей обоих категорий – и жертв, и инициаторов травли не уделяется должного внимания. Неконструктивная позиция родителей зачастую усугубля- ет положение ребенка. Некомпетентность родителей приводит к тому, что дети, не получив под- держки («слюнтяй», не можешь за себя постоять», «сам виноват»), либо наобо- рот, получив одобрение от родителей («молодец», «надо быть сильным», «успешным») закрепляют свою роль в ситуации травли, а выбранная модель поведения становится паттерном, определяющим жизнедеятельность ребенка во взрослом состоянии. Мы проанализировали многочисленные исследования отечественных и за- рубежных специалистов, занятых проблемой школьного насилия, провели соб- ственное анкетирование родителей, чьи дети имели «опыт» участия в буллинге и выделили следующие ключевые положения относительно поведения родите- лей в ситуацию травли. Важно отметить, что конструктивная реакция важна для родителей детей обоих категорий – и инициаторов, и жертв насилия [3, 4]. В обоих случаях от родителей требуется реакция, ситуация насилия не мо- жет и не должна оставаться незамеченной. Родителям ребенка жертвы рекомендуется: – не бездействовать, не надеяться на то, что все само собой образумится. Практика показывает, что чудес не бывает;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=