Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

136 мы отношений во взаимодействия с собственными супругами, а также ретранс- ляции ее собственным детям. Второй механизм – идентификация с агрессором в результате использо- вания в семье физических наказаний в отношении детей. Идентификацию с агрессором можно трактовать как механизм защиты, который срабатывает, когда ребенок сталкивается с опасностью: критикой, вербальной или физиче- ской агрессией со стороны родителей. Ребенок идентифицируется с агрессором посредством приписывания себе самого акта агрессии, подражания физическо- му и моральному облику агрессора, заимствования некоторых символов его власти. Воплощая агрессора, принимая его атрибуты или имитируя его агрес- сию, ребенок преображается из того, кому угрожают, в того, кто угрожает, по- этому часто проецирует агрессию на третьих лиц.Здесь наблюдается эффект оборачивания ролей: жертва представляет себя агрессором и часто становится таковым, чтобы защититься, избежать страданий, болезненных ощущений и со- знавания себя в роли жертвы. Третий механизм – наблюдение соответствующего способа действий такжев результате использования в семье физических наказаний в отношении де- тей. В период взросления и социализации поведение детей часто ориентировано на образец, поэтому они с готовностью воспроизводят поведение взрослых. Сле- дование образцу поведения взрослых, особенно родителей, позволяет детям до- статочно эффективно осваивать широкий спектр способов межличностных отно- шений. Поведение родителей, представляя собой модель агрессии, приводит к то- му, что у агрессивных родителей обычно вырастают агрессивные дети. Идентификация с агрессором и наблюдение за агрессивной моделью могут привести к использованию ребенком насилия как в отношении сиблингов и сверстников, так и в отношении взрослых. В последующем, во взрослой жизни, объектами агрессии могут стать собственные родители и дети [3, 4]. Это проис- ходит потому, что, кроме адаптивной, агрессивная модель поведения выполняет еще защитную и компенсаторную функции. Кроме того, многочисленными экс- периментами убедительно доказано, что использование аверсивных стимулов является одним из эффективных и экономичных способов научения желаемому поведению или установления власти и контроля над другим человеком. Литература 1. Фурманов, И. А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и ко- рекция / И. А. Фурманов. – СПб.: Речь, 2007. 2. Фурманов, И. А. Межпоколенная эстафета агрессии и насилия в семье: эндогенные и экзогенные факторы / И. А. Фурманов // Вестн. БГУ.– 2009.– Сер. 3.– № 1.– С. 67–72. 3. Фурманов, И. А. Механизмы межпоколенной эстафеты агрессии и наси- лия в семье / И. А. Фурманов // Вестн. Инновационного евразийского ун-та.– 2013.– № 4.– С. 74–79. 4. Фурманов, И. А. Социальная психология агрессии и насилия: профилакти- ка и коррекция: Учеб. пособие / И. А. Фурманов.– Минск: Изд. центр БГУ, 2016.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=