Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

135 И. А. Фурманов, доктор психологических наук, профессор Белорусский государственный университет (г. Минск, Беларусь) fourmigor@gmail.com ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ МЕЖПОКОЛЕННОЙ ЭСТАФЕТЫ АГРЕССИИ И НАСИЛИЯ Межпоколенная эстафета агрессии и насилия может транслироваться бла- годаря трем различным механизмам [1, 2]. Первый механизм – через процессы полоролевой идентификации ребен- ка с родителем , когда ребенок является свидетелем агрессивных взаимоотно- шений между собственными родителями в супружеских отношениях. Полоро- левая идентификация – это процесс и результат формирования у ребенка образа Я, который содержит элементы половой и ролевой идентичности, образующих в совокупности интрапсихическую модель взаимодействия с окружающими на основе представлений о маскулинности и фемининости. Восприятие ребенком физических и поведенческих различий у родителей, сиблингов и сверстников, побуждает его не только отнести себя к определенной категории, но и вести се- бя соответствующим образу Я способом. Известно, что чаще всего ребенок идентифицируется с родителем одного с ним пола. В итоге, результатом идентификации для девочек является осозна- ние собственной принадлежности к женскому полу, отождествление с материн- ской ролью в отношениях с отцом и с материнской манерой взаимодействия с окружающими, а для мальчиков – формирование чувства мужественности, навыков регуляции агрессивного поведения, заимствование мужской модели взаимодействия с матерью, другими женщинами. Первоначально данная модель поведения может проходить апробацию в подростковом и юношеском возрастах в романтических отношениях с проти- воположным полом. Если между партнерами устанавливаются бесконфликтные отношения доминирования/подчинения, и агрессор не будет встречать сопро- тивления со стороны жертвы, то с большой степенью вероятности можно ожи- дать, что эти отношения будут развиваться по ненасильственному сценарию. Если конфликт в сфере обладания властью и контролем над партнером не раз- решается, и агрессор сталкивается с сопротивлением жертвы, то с большой сте- пенью вероятности можно ожидать, что эти отношения будут развиваться по насильственному сценарию. Реакция смирения со стороны жертвы будет уси- ливать установку агрессора на насильственные действия в отношениях с проти- воположным полом. Таким образом, с высокой вероятностью можно предположить, что если в результате полоролевой идентификации мальчик идентифицируется с отцом – агрессором, а девочка с матерью–жертвой, и эти роли закрепляются в результа- те опыта экспериментирования в сексуально–агрессивных отношениях с проти- воположным полом в подростковом и юношеском возрасте, то в будущей их супружеской жизни значительно возрастает риск воспроизведения этой систе-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=