Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

132 Драматический треугольник состоит из трех ролей: Жертвы, Спасителя и Преследователя. Они характеризуют взаимодействие избегания близости, ин- тимности, всевозможное откладывание решения важных вопросов, воздей- ствующие влияние предполагающие доминирование над другим и лишение его позитивных эмоций и чувств. Выгодами от такого поведения являются избега- ние неудачи и подтверждение системы ценностей и взглядов. Кроме описания взаимодействия, диаграмма треугольника представляет анализ ситуации, а также способы выхода из неё и регулирования конфликта. Одним из вариантов выхода из треугольника драмы является переход к пози- тивным треугольникам (например, к треугольнику Сострадания). Последова- тельность следующая. Анализ (понимание психологического уровня игры, сво- их мотивов участия в ней), осознанное высказывание ролей (с помощью актив- ного слушания и других техник), негативные Роли заменяются на позитивный контекст (посредством рефрейминга, с помощью чего драматический треуголь- ник переходит в треугольник Сострадания и ведет к выходу из игры (достиже- нию конструктивного взаимодействия, пониманию другого). Также существует множество коммуникативных техник, способствующих выходу из треугольни- ка. Например, следующие аббревиатуры методов способствуют научению брать на себя ответственность и регулировать конфликты: «ИОО» (Извинись, Осо- знай, возьми Ответственность), «ППИ» (Признай, Проверь, Измени), «РОР» (Расскажи, Обсуди, Реши) [Карпман, 2016]. Таким образом, применение драматического треугольника возможно в медиации, однако должно отвечать ее основным целям (в зависимости от цели определенного вида медиации: системной, нарративной, трансформа- тивной и др.) способствовать управлению процессом и анализу сложившейся ситуации, формированию равноправной и комфортной коммуникации, регу- лированию конфликта. Литература 1. Берн, Э. Групповая психотерапия и трансактный анализ / Э. Берн.– М.: Академ. проект; Культура, 2013. 2. Иванова, Е. Н. Проблема дифференцированности в медиации / Е. Н. Ивано- ва // Конфликтология.– 2017.– № 3.– Т. 12.– С. 205–218. 3. Иванова, Е. Н. Типология интересов как инструмент разрешения кон- фликтов / Е. Н. Иванова // Конфликтология.– 2009.– № 3.– С. 168–180. 4. Карпман, С. Жизнь, свободная от игр / С. Карпман.– СПб.: Метанойя, 2016. 5. Berne, E. Games people play: the psychology of human relationships / E. Berne, 1967.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=