Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

131 Н. В. Ничко, магистрант ФГБОУ ВО «СПбГУ» (Санкт-Петербург, Россия) st070237@student.spbu.ru Е. Н. Иванова, кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВО «СПбГУ» (Санкт-Петербург, Россия) ПРИМЕНЕНИЕ ДРАМАТИЧЕСКОГО ТРЕУГОЛЬНИКА В СЕМЕЙНОЙ МЕДИАЦИИ Коммуникация является сложным процессом, в ходе которого искажается большая часть информации изначально передаваемой коммуникатором. Кроме этого, коммуникация осложняется тем, что происходит на имплицитном уровне. Это ведет к затруднениям в осознании и вербальном выражении нюансов взаи- модействия и причин, закономерным итогом которых является конфликт. Работа с имплицитным уровнем характерна при работе с конфликтом, в том числе и такой технологии как медиация. Она состоит в переходе к инте- ресам, имеющим свою иерархию, типологию и работа с этими интересами в конфликте необходима, так как в изначальном виде они выглядят как безаль- тернативная позиция [Иванова, 2009]. Интересы, которые выражены в позиции и наличие иерархии интересов- свидетельство того, что в медиации затрагивается не только социальный уро- вень взаимодействия, но и психологический (имплицитный). Анализ взаимо- действия на двух уровнях описан Эриком Берном в рамках транзактного анали- за (Далее -ТА) [Berne, 1967]. Семейная медиация связана с близкими отношениями. Практики (медиато- ры, терапевты, психологи и т.д.) часто сталкиваются с проблемами, связанными с излишним слиняем сторон. Как пишет Иванова Е.Н., «одним из наиболее рас- пространенных способов «передышки» от слишком тесного взаимодействия является провоцирование и переживание конфликта. Еще один способ – вклю- чение в удушающие отношения в диаде кого-то третьего, так называемая три- ангуляция. В семьях это чаще всего – ребенок» [Иванова, 2017]. Данные про- блемы обозначаются как созависимость и низкая дифференциация клиента. Они становятся актуальными и в медиации. В рамках ТА такие клиенты счита- ются участниками невротических игр, неспособными регулировать конфликт самостоятельно в следствие подавления Эго- состояния Взрослого со стороны Дитяти и Родителя, «в результате чего он может стать либо импульсивным и иррациональным, либо превратиться в ригидного контролера, претендующего на истину в последней инстанции» [Иванова, 2017]. Для преодоления проблем, возникающих в процессе медиации и связанных с созависимостью клиентов и низкой диффиренцированностью, мы предлагаем к использованию схему Драматического треугольника.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=