Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки
13 О. Д. Черкасова, ассоциированный сотрудник ФГБНУ «Психологический институт РАО» (Москва, Россия) Odchpirao@gmail.com ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ПОДДЕРЖКА ОДАРЕННОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА * Проблемы сопровождения и поддержки семьи в вопросах воспитания де- тей относятся к актуальным проблемам современной психологии [4, 5, др.]. Как показывает практика, родители часто обращаются к психологу за помощью в выстраивании отношений с детьми, развитии их способностей, дарований. Большая роль семьи в развитии детских дарований неоднократно отмеча- лась исследователями (Л. А. Венгер, Н. С. Лейтес, А. М. Матюшкин, Б. М. Теп- лов, др.). Высокий творческий потенциал как основа одаренности начинает проявляться уже в дошкольном возрасте [2]. Дошкольники наиболее чувстви- тельны к воздействию микросреды, которую создают для них взрослые. У до- школьников с высоким творческим потенциалом выделяется специфика в вос- приятии семейной микросреды [1]. Несмотря на актуальность проблемы, в современной психологии остается много нерешенных проблем, связанных с влиянием отношений родителей и ре- бенка на раскрытие одаренности в дошкольном возрасте. Одним из направлений изучения различных аспектов внутрисемейных отноше- ний в ракурсе проблемы развития одаренности является анализ биографий выдаю- щихся людей. Целью нашего исследования являлось выделение особенностей дет- ско-родительских отношений в контексте их влияния на поддержку одаренности де- тей дошкольного возраста в семьях выдающихся ученых. Использовался биографи- ческий метод исследования. Были проанализированы биографические данные о раз- витии выдающихся ученых на этапе дошкольного детства и особенностях их семей- ного воспитания, микросреды. Кратко становимся на некоторых примерах. Н. П. Бехтерева – выдающийся нейрофизиолог, исследователь мозга, Ака- демик АМН СССР, Академии Наук СССР, соорганизатор института мозга и его научный руководитель, внучка В. М. Бехтерева. Вспоминая детство, она отме- чает, что действовала, как действуют муравьи. Была «запрограммирована», что должна получить высшее образование и стать ученым. Ее мама хотела, чтобы дочь посвятила свою жизнь науке, и пыталась выстраивать жизнь дочери соот- ветственно уже с дошкольного возраста. То же делала и Н. П. Бехтерева по от- ношению к своему сыну, вовлекая его в свою деятельность. С. В. Медведев – Академик РАН, директор Института мозга им. Н. П. Бех- теревой, сын Н. П. Бехтеревой, вспоминая о своем лабораторном дошкольном детстве, говорит, что для родителей это был период работы над диссертациями, «они жили работой» [3]. Ребенок уже к шести годам знал чем занимается его мама, так, как был вынужден находиться в возглавляемой ей лаборатории Ле- * Работа выполнена при поддержке РФФИ, проект № 18-013-00976a.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=