Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

116 Н. А. Пронина, кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) natalie4941@rambler.ru ДИСЦИПЛИНЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Современные экономические и политические преобразования последних десятилетий повлияли на современную семью. По данным статистики в России на тысячу браков приходится 895 разводов, лидерами являются республика Чечня и Ленинградская область [1]. Государственная политика направлена на укрепление семьи и сохранение финансового благополучия всех ее членов. Регулярно принимаемые законы благотворно влияют на демографическую ситуацию в нашей стране: продление программы «Материнский капитал», федеральная целевая программа «Доступ- ное жилье молодым семьям», пособие на третьего ребенка до достижения им трехлетнего возраста. Однако усилий государства недостаточно для формиро- вания семейных ценностей у молодежи. Другие социальные институты тоже должны принимать в этом активное участие. Преподаватели Тульского госу- дарственного педагогического университета в процессе преподавания дисци- плин психолого-педагогического цикла формируют у будущих учителей тре- петное отношение к ячейке общества. Формированием семейных ценностей занимались такие специалисты, как В. В. Айтрапетова [3], В. Н. Дружинин [4], А. С. Рысоева [5]. В данной статье мы выявили положительное влияние дисциплин психоло- го-педагогического цикла на личность будущих педагогов. Это позволило нам не только укрепить студентов в понимании того, что семья это одна из главных ценностей человека, но и сформировать мнение о том, что именно родители несут ответственность за своих детей. На первом курсе студенты знакомятся с дисциплиной «Социальная психо- логия», которая знакомит их с одной из малых социальных групп – семьей. Также разбирается очень важное для формирования группы «мы – чувство», которое позволит каждому члену семьи чувствовать себя неотъемлемой частью целого и нести ответственность перед каждым членом семьи. На втором курсе изучается психологическая дисциплина «Возрастная и педагогическая психология», которая знакомит будущих учителей с психиче- ским развитием ребенка на различных возрастных этапах. На семинарских за- нятиях будущие учителя решают кейсы, направленные на взаимодействие ро- дителей и детей различных возрастов. Например, при изучении кризиса трех лет предлагается найти выход из следующей ситуации: «Ваш трехлетний ма- лыш упал на пол, бьется в истерике и требует купить ему игрушку. В магазине очень много народа. Вы ловите на себе косые взгляды. Ваши действия?» Сту-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=