Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

115 живать инициативность и творчество; 4) принятие – отвержение, которое сви- детельствует о ценностной значимости ребенка для матери, его роли для семьи. Библиотерапия в рамках работы по решению семейных проблем делится на два направления: работа с ребенком и работа с родителями [3]. В рамках работы с детьми могут быть использованы следующие формы: 1) для диагностики упражнение «Диктант-фантазия». Психолог рассказывает начало истории. Затем он предлагает продолжить историю одним-двумя пред- ложениями. Детям нельзя предугадывать сам сюжет истории, а только приукра- сить имеющееся. Сюда подходят небольшие истории, притчи, короткие детские сказки; 2) Использование упражнения «Изменение перспективы», в рамках ко- торого психолог предлагает прочитать сказку с позиции каждого действующего лица: А) папа рассказывает Б) мама рассказывает. Это упражнение подходит для того чтобы поставить ребенка на место родителя и увидеть ситуацию с дру- гой стороны. Занятия с родителями могут включать в себя задания: 1) для диагностики предлагается произведение, где отражена проблема, далее необходимо сказать, какое из следующих высказываний наиболее точно передает основную мысль текста (соответственно варианты преподнесены по-разному); 2) «Измени сю- жет!». Родители читают текст и изменяют логическое содержание (сюжет) тек- ста. Затем каждый зачитывает свою версию, и организуется обсуждение. Из этого следует, библиотерапия имеет возможности в решение проблем, связанных с взаимоотношениями родителей и детей. Изучение библиотерапии привело к выделению данного метода как компонента психотерапии. Спектр заданий можно сформулировать по любому произведению, ситуации в котором дублируют ситуации из жизни пациентов. В каждом случае литература подби- рается индивидуально. Литература 1. Азаров, Ю. П. Семейная педагогика / Ю. П. Азаров.– М.: Норма, 2003. 2. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и под- ростков: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Г. В. Бурменская, Е. И. Захарова, О. А. Карабанова [и др.].– М.: Академия, 2002. 3. Санинский, В. И. Возможности библиотерапии в диагностической и коррекционной работе / В. И. Санинский // Педагогика: традиции и иннова- ции: Материалы V Междунар. науч. конф.– Челябинск: Два комсомольца, 2014.– С. 87–92. 4. Хоментаускас, Г. Т. Семья глазами ребенка / Г. Т. Хоментаускас.– М.: Академия, 1999.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=